ЖЕЛЕЗНОГОРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2022 года № 319-6-ПД
Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты
города Железногорска Курской области за 2021 год
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 24 Положения о Контрольно-счетной палате города Железногорска Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 27.12.2011 № 552-4-РД, рассмотрев отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области за 2021 год, Железногорская городская Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области за 2021 год (прилагается).
2. Опубликовать отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области за 2021 год в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Железногорской городской Думы А.В. Быканов
Приложение
к постановлению Железногорской городской Думы
от 27 января 2022 № 319-6-ПД
ОТЧЕТ
о деятельности Контрольно-счетной палаты
города Железногорска Курской области за 2021 год
(утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты
города Железногорска от 25 января 2022 года № 10; одобрен решением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Железногорска № 4 от 25 января 2022 года)
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области за 2021 год подготовлен и представляется Железногорской городской Думе в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», с пунктом 2 статьи 24 Положения о Контрольно-счетной палате города Железногорска, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 27.12.2011 № 552-4-РД.
В отчете отражена деятельность Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области (далее – Контрольно-счетная палата) по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в 2021 году.
- Вводная часть
В современных условиях развитие муниципального финансового контроля предопределяется необходимостью повышения эффективности управления, задачами реформирования сектора экономики, включая бюджетный процесс и всей системы управления муниципальными финансами в целом. С учетом этих обстоятельств, роль муниципального финансового контроля заключается не только в поддержании законности и целевого использования бюджетных средств, но также в выявлении резервов роста эффективности и результативности расходов бюджета, обеспечении успешной стратегии управления. Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль — неотъемлемой частью финансов. Поэтому на современном этапе происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Финансовый контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления финансами, обеспечивает надежное функционирование финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует укреплению финансовой безопасности.
С учетом изложенного, контрольно-счетные органы играют очень важную роль в деятельности органов местного самоуправления, основной задачей которых является осуществление контроля за соблюдением законности в ходе исполнения бюджета, контроль за рациональным и эффективным использованием бюджетных средств и имущества.
Контрольно-счетная палата города Железногорска создана 22 января 1998 года в соответствии с постановлением Железногорской городской Думы от 22.01.1998 № 40а-8-ПД «О создании Контрольно-счетной палаты при Железногорской городской Думе».
Решением Железногорской городской Думы от 27.12.2011 № 552-4-РД «О создании Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области» (далее — решение Железногорской городской Думы от 27.12.2011 № 552-4-РД) с 1 марта 2012 года Контрольно-счетная палата города Железногорска наделена правами юридического лица.
В соответствии с решением Железногорской городской Думы от 27.12.2011 № 552-4-РД Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется в целях контроля за исполнением бюджета города Железногорска, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города Железногорска, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Железногорска.
Контрольно-счетная палата образована Железногорской городской Думой и ей подотчетна.
Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Контрольно-счетная палата входит в структуру органов местного самоуправления города Железногорска, является юридическим лицом — муниципальным казенным учреждением и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Полномочия Контрольно-счетной палаты, как органа внешнего муниципального финансового контроля, определены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее по тексту Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Железногорска Курской области, решением Железногорской городской Думы от 06.12.2011 № 527-4-РД «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Железногорске», решением Железногорской городской Думы от 27.12.2011 № 552-4-РД «О создании Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области».
Фактическая численность сотрудников Контрольно-счетной палаты в 2021 году осталась неизменной и составила 9 человек.
Все сотрудники Контрольно-счетной палаты имеют высшее профессиональное образование.
В отчетном году 4 сотрудника Контрольно-счетной палаты прошли обучение по программам повышения квалификации. Кроме повышения квалификации все сотрудники принимали участие в вебинарах по различным вопросам деятельности органа внешнего муниципального финансового контроля.
Контрольно-счетной палатой в процессе реализации возложенных на нее полномочий в 2021 году осуществлялся внешний муниципальный финансовый контроль в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
2. Основные задачи Контрольно-счетной палаты
С учетом Стратегии деятельности Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области на среднесрочную перспективу на 2020 — 2024 годы, одобренной Коллегией Контрольно-счетной палаты (решение от 26.12.2019 года № 45) и утвержденной распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 26.12.2019 № 105, в 2021 году перед Контрольно-счетной палатой были поставлены следующие задачи:
Задача 1. Формирование Плана работы Контрольно-счетной палаты, исходя из возможности влияния результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на социально-экономическую ситуацию города Железногорска, на управление муниципальным имуществом города Железногорска, на целевое и эффективное расходование средств бюджета города Железногорска.
Задача 2. Повышение качества требований и рекомендаций, формулируемых по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, анализ их выполнимости.
Задача 3. Развитие принципов деятельности Контрольно-счетной палаты путем предоставления в открытых источниках информации о деятельности Контрольно-счетной палаты города Железногорска.
Задача 4. Содействие развитию системы государственного и муниципального финансового контроля.
Задача 5. Достижение общесистемных направлений развития деятельности Контрольно-счетной палаты.
Реализация вышеизложенных целей Стратегии деятельности Контрольно-счетной палаты на среднесрочную перспективу способствует обеспечению устойчивого повышения роли Контрольно-счетной палаты в социально-экономическом развитии города Железногорска, предупреждению, пресечению и недопущению нецелевого и неэффективного расходования средств бюджета города Железногорска, а также средств, получаемых бюджетом города Железногорска из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Деятельность Контрольно-счетной палаты проводилась в соответствии с планом работы на 2021 год, утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 14.12.2020 № 90 «О Плане работы Контрольно-счетной палаты города Железногорска на 2021 год» (в редакции от 09.09.2021 № 52, от 22.10.2021 № 59).
План работы составлен с учетом одного поручения Железногорской городской Думы и четырёх предложений Главы города Железногорска.
Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществлялось в соответствии с требованиями федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, в том числе принятых Контрольно-счетной палатой города Железногорска стандартов внешнего муниципального финансового контроля.
Контрольно-счетной палатой в 2021 году проведено 11 контрольных и 7 экспертно-аналитических мероприятий (без учета экспертиз проектов нормативных правовых актов). Всего охвачено контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями 110 объектов, из них контрольными мероприятиями — 22 объекта, экспертно-аналитическими мероприятиями — 88 объектов.
Объем проверенных средств в 2021 году составил 3 912 244, 39 тыс. рублей, из них объем проверенных бюджетных средств составил 3 592 307, 38 тыс. рублей, что составляет 92 % от общего объема проверенных средств.
Объем финансовых нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой в 2021 году, увеличился в сравнении с 2020 годом на 175 677, 52 тыс. рублей и составил 594 789, 36 тыс. рублей или 15 % от общей суммы проверенных средств (в 2020 году было выявлено финансовых нарушений на общую сумму 419 111,84 тыс. рублей или 8,5 % от суммы проверенных средств, которая составляла 4 926 314,83 тыс. рублей).
С учетом неэффективного использования средств бюджета объем финансовых нарушений в 2021 году составил — 657 488, 23 тыс. рублей или 17 % от общей суммы проверенных средств. Выявленные в 2021 году нарушения классифицировались следующим образом:
- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности — 269 815, 81 тыс. рублей;
- нарушения при формировании и исполнении бюджетов — 5 163, 08 тыс. рублей;
- нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц — 307 595, 41 тыс. рублей;
- нецелевое использование бюджетных средств — 79,79 тыс. рублей;
- иные нарушения — 12 135, 27 тыс. рублей;
- неэффективное использование средств бюджета — 62 698, 87 тыс. рублей.
Структура выявленных нарушений представлена на рисунке № 1.
Основная доля выявленных нарушений 46,8 % приходится на нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц;
41,04 % — нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности;
0,78 % — нарушения при формировании и исполнении бюджетов;
9,54 % — неэффективное использование бюджетных средств;
0,012 % — нецелевое использование бюджетных средств;
1,85 % — иные нарушения.
Рисунок 1. Структура выявленных нарушений в ходе внешнего муниципального финансового контроля
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в адрес руководителей бюджетных и казенных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, а также в адрес Администрации города Железногорска и Управлений Администрации города Железногорска в 2021 году направлено 23 представления и 21 информационное письмо в целях устранения допущенных нарушений и принятию мер к недопущению аналогичных нарушений в дальнейшем.
По результатам рассмотрения представлений и информационных писем Контрольно-счетной палаты устранено выявленных нарушений на общую сумму 39 886, 66 тыс. рублей, в бюджет муниципального образования «город Железногорск» возмещена сумма в размере 2 198, 12 тыс. рублей. За допущенные финансовые и иные нарушения 18 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Отчеты Контрольно-счетной палаты использовались МО МВД России «Железногорский» для проведения комплекса оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на противодействие экономической преступности в сфере бюджетных правоотношений.
По результатам рассмотрения материалов экспертно-аналитических и контрольных мероприятий в 2021 году Железногорской межрайонной прокуратурой в отношении должностного лица муниципального бюджетного учреждения возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности. За допущенные нарушения требований законодательства по антитеррористической защищенности в одном из образовательных учреждений города Железногорской межрайонной прокуратурой в адрес директора муниципального образовательного учреждения внесено представление.
3. Результаты контрольных мероприятий
Планом работы на 2021 год, утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты города Железногорска от 14.12.2020 № 90 «О Плане работы Контрольно-счетной палаты города Железногорска на 2021 год» (в редакции от 09.09.2021 № 52, от 22.10.2021 № 59), за 2021 год проведено 11 контрольных мероприятий в отношении 22 объектов (с учетом главных распорядителей бюджетных средств):
1. Проверка фактического исполнения требований представления от 02.07.2020 № 6, внесенного в адрес директора муниципального казенного учреждения «Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности» города Железногорска по результатам контрольного мероприятия, проведенного контрольно-ревизионным отделом Контрольно-счетной палаты в 2020 году.
2. Проверка использования средств бюджета города Железногорска, в том числе расходного обязательства на реализацию мероприятий в рамках национального проекта «Образование», и использования муниципального имущества муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Железногорска Курской области за 2020 год. Проверка исполнения Управлением образования Администрации города Железногорска отдельных полномочий и функций главного распорядителя бюджетных средств.
3. Проверка использования средств бюджета города Железногорска, в том числе расходного обязательства на реализацию мероприятий в рамках национального проекта «Образование», и использования муниципального имущества муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Железногорска Курской области за 2020 год. Проверка исполнения Управлением образования Администрации города Железногорска отдельных полномочий и функций главного распорядителя бюджетных средств.
4. Проверка использования средств бюджета города Железногорска, в том числе расходного обязательства на реализацию мероприятий в рамках национального проекта «Образование», и использования муниципального имущества муниципальным общеобразовательным учреждением «Лицей № 12» города Железногорска Курской области за 2020 год и 1 квартал 2021 года. Проверка исполнения Управлением образования Администрации города Железногорска отдельных полномочий и функций главного распорядителя бюджетных средств.
5. Проверка использования средств бюджета города Железногорска и муниципального имущества муниципальным бюджетным учреждением «Спортивная школа олимпийского резерва Единоборств» за 2020 год и 1 квартал 2021. Проверка исполнения Управлением физической культуры и спорта Администрации города Железногорска отдельных полномочий и функций главного распорядителя бюджетных средств.
6. Проверка установленного порядка и эффективного использования муниципального имущества, находящегося в пользовании МУП «Транспортные линии» и отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности указанного муниципального унитарного предприятия за 2020 год и 1 квартал 2021 года.
7. Проверка использования средств бюджета города Железногорска и муниципального имущества муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве» за 2020 год и 1 полугодие 2021 года. Проверка исполнения Управлением культуры Администрации города Железногорска отдельных полномочий и функций главного распорядителя бюджетных средств.
8. Проверка использования средств бюджета города Железногорска и муниципального имущества муниципальным бюджетным учреждением «Спортивная школа «Альбатрос» за 2020 год и 1 полугодие 2021 года. Проверка исполнения Управлением физической культуры и спорта Администрации города Железногорска отдельных полномочий и функций главного распорядителя бюджетных средств.
9. Проверка использования средств бюджета города Железногорска и муниципального имущества муниципальным бюджетным учреждением «Ледовый каток «Юбилейный» за 2020 год и 9 месяцев 2021 года. Проверка исполнения Управлением физической культуры и спорта Администрации города Железногорска отдельных полномочий и функций главного распорядителя бюджетных средств.
10. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города Железногорска за 2020 год Управления образования Администрации города Железногорска.
11. Аудит в сфере закупок за I полугодие 2021 года.
Контрольными мероприятиями были охвачены следующие объекты:
— 4 отраслевых Управления Администрации города Железногорска (Управление образования, Управление культуры, Управление физической культуры и спорта и Управление городского хозяйства Администрации города Железногорска), которые по своей организационно-правовой форме являются муниципальными казенными учреждениями, наделенными правами юридического лица;
— 5 муниципальных казенных учреждений (МКУ «Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности» города Железногорска; МОУ «СОШ № 4»; МОУ «Лицей № 12»; МОУ «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве», МКУ «Городская коммунальная служба»);
— 4 муниципальных бюджетных учреждения (МБОУ «СОШ № 14»; МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва Единоборств»; МБУ «Спортивная школа «Альбатрос»; МБУ «Ледовый каток «Юбилейный»);
— 1 муниципальное унитарное предприятие (МУП «Транспортные линии»).
Общий объем проверенных средств по результатам проведенных контрольных мероприятий составил 3 223 317, 31 тыс. рублей, объем проверенных бюджетных средств – 3 041 246, 31 тыс. рублей. Выявлено 320 нарушений и недостатков (кроме неэффективного использования средств) на сумму 283 388, 46 тыс. рублей или 8,8 % от суммы проверенных средств.
В соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе государственного аудита (контроля), одобренным Коллегией Счетной палаты РФ 18 декабря 2014 года № 63к/8 (в редакции от 22 декабря 2015 года) установленные нарушения по результатам контрольных мероприятий контрольно-ревизионного отдела распределились следующим образом:
— 94 нарушения при формировании и исполнении бюджетов на общую сумму 5 163,08 тыс. рублей (1,8 % в общей сумме выявленных нарушений);
— 172 нарушения при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности на общую сумму 269 705, 81 тыс. рублей (95,17 % в общей сумме выявленных нарушений);
— 37 нарушений при осуществлении муниципальных закупок на общую сумму 6 479, 61 тыс. рублей (2, 3 % в общей сумме выявленных нарушений);
— 6 нарушений связаны с нецелевым использованием бюджетных средств на общую сумму 79,79 тыс. рублей (0,03 % в общей сумме выявленных нарушений);
— 10 иных нарушений на общую сумму 1 960,17 тыс. рублей (0,7 % от общей суммы выявленных нарушений);
— 1 нарушение в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью (без суммового выражения).
Основная доля выявленных нарушений приходится на нарушения при ведении бухгалтерского учета, составлении и предоставлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляет 95,17% от общей суммы нарушений. На объектах контроля по-прежнему выявляются многочисленные нарушения при проведении инвентаризации; выявлены факты отсутствия первичных учетных документов, их ненадлежащее оформление и принятие к бухгалтерскому учету; допускается необоснованное списание с учета основных средств и материальных запасов; имеют место факты неправомерных начислений и выплат заработной платы; с нарушением применяются коды бюджетной классификации и другие нарушения, которые в совокупности влекут, в том числе предоставление недостоверных сведений бюджетной отчетности.
Выявлено 54 нарушения неэффективного использования бюджетных средств в сумме 27 915,9 тыс. рублей.
В адрес руководителей учреждений и в отраслевые органы Администрации города Железногорска внесено 23 представления, в которых изложено 103 предложения в целях устранения допущенных нарушений, а также 22 информационных письма, в которых изложено 107 предложений по устранению нарушений и недопущению аналогичных нарушений в дальнейшем. По результатам рассмотрения представлений за допущенные финансовые и иные нарушения 18 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. В ходе контрольных мероприятий в 2021 году выявлены бюджетные нарушения, влекущие материальный ущерб муниципальному образованию «город Железногорск» Курской области в связи с неправомерным расходованием средств бюджета. Возмещению в бюджет города Железногорска подлежит сумма 2 249, 98 тыс. руб., на текущий период на основании представлений контрольно-ревизионного отдела Контрольно-счетной палаты возмещена сумма в размере 2 198, 126 тыс. руб.
В 2021 году по результатам контрольных мероприятий составлено 16 протоколов об административных правонарушениях (по ч. 20 ст. 19.5, ст. 15.15.15, ч. 2 ст. 15.15.7, ч. 3 ст. 15.15.6, ч. 4 ст. 15.15.6, ст. 15.14, ст. 19.7. КоАП РФ). Судом рассмотрено 12 административных материалов, по 9 административным материалам вынесены постановления о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 97 000 руб., фактически оплачено административных штрафов на сумму 97 000 руб. По трем административным материалам мировыми судьями вынесены постановления о прекращении производства по делу. Четыре дела об административном правонарушении находятся на рассмотрении в суде.
Отчеты по результатам вышеуказанных контрольных мероприятий рассмотрены на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты города Железногорска, утверждены распоряжениями председателя Контрольно-счетной палаты и направлены в Железногорскую межрайонную прокуратуру Курской области, в МО МВД России «Железногорский», а также объектам контрольных мероприятий. Информации по результатам контрольных мероприятий направлены Главе города Железногорска, в Железногорскую городскую Думу.
В 2021 году в ходе контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой выявлено 29 фактов неэффективного использования муниципального имущества на общую сумму 2 685, 13 тыс. рублей. Так, в ходе контрольного мероприятия, проведенного в МОУ «СОШ № 4», было установлено, что ноутбуки мобильного класса в количестве 22 шт. (общей стоимостью 769 153,88 рублей) обучающимися на постоянной основе не использовались, что свидетельствовало о невыполнении основной задачи регионального проекта «Цифровая образовательная среда» — создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Руководством Учреждения не были своевременно приняты меры по внедрению в образовательную деятельность ноутбуков мобильного класса, закупка которых производилась для обучающихся в целях повышения качества образовательной среды. По результатам контрольного мероприятия нарушение устранено. Аналогичное нарушение было допущено в МОУ «Лицей № 12», где ноутбуки мобильного класса в количестве 30 штук (общей стоимостью 1 048 846,20 рублей) на системной основе с даты поставки обучающимися фактически не использовались. По результатам контрольного мероприятия нарушение устранено.
Контрольно-счетной палатой в 2021 году в ходе контрольных мероприятий проверены вопросы реализации национальных проектов «Демография» и «Жилье и городская среда».
В ходе контрольного мероприятия «Аудит в сфере закупок за I полугодие 2021 года» по результатам осмотра и произведенных замеров объемов выполненных работ по благоустройству дворовых и общественных территорий, проведенных в 2021 году по муниципальной программе «Формирование современной городской среды в городе Железногорске на 2018-2024 годы» и направленных на достижение целей национального проекта «Жилье и городская среда», установлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 79,79 тыс. рублей, выразившееся в оплате фактически невыполненных объемов работ.
В результате необоснованного увеличения объемов работ и соответствующих бюджетных ассигнований по муниципальному контракту на благоустройство общественной территории и по муниципальному контракту на благоустройство дворовой территории общий ущерб муниципальному образованию «город Железногорск» составил 203,03 тыс. рублей.
Выявлен ряд нарушений при осуществлении закупок. Информация о выявленных нарушениях в сфере закупок при реализации национального проекта «Жилье и городская среда» направлена в Железногорскую межрайонную прокуратуру для принятия мер административного характера в установленном законом порядке.
В ходе контрольного мероприятия, проведенного в МУП «Транспортные линии», факторов, угрожающих банкротством предприятию, не установлено. Вместе с тем, исходя из анализа финансового-хозяйственной деятельности предприятия за 2020 год, при оказании транспортных услуг населению предприятие не получило прибыль, и по виду деятельности автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам предприятие имеет полную зависимость от государственной и муниципальной помощи в виде субсидий из областного и местного бюджетов. В ходе контрольного мероприятия было установлено, что срок эксплуатации половины автобусов Предприятия составляет более 10 лет, процент износа — 100 % был у 45 автобусов МУП «Транспортные линии» из 60. Большая доля затрат на ремонт (76%) приходилась на автобусы с амортизацией, равной 100%, что уменьшает финансовый результат деятельности предприятия. По результатам контрольного мероприятия в адрес МУП «Транспортные линии» и в Администрацию города Железногорска были направлены информационные письма с предложениями устранить допущенные нарушения, в том числе принять меры в целях обновления автопарка МУП «Транспортные линии». В 2021 году Администрацией города Железногорска приняты меры к обновлению автопарка муниципального унитарного предприятия.
В 2021 году контрольными мероприятиями были охвачены 3 муниципальных бюджетных учреждения спортивной направленности и в каждом из них выявлены нарушения требований законодательства при формировании и исполнении муниципального задания, допущенные главным распорядителем средств бюджета, а также ненадлежащий ведомственный финансовый контроль за деятельностью подведомственных учреждений. В Управление физической культуры и спорта Администрации города Железногорска по итогам контрольных мероприятий внесено 2 представления, направлено 3 информационных письма в целях устранения нарушений и недопущения аналогичных нарушений в дальнейшем.
Контрольно-счетной палатой обеспечивается контроль за фактическим устранением нарушений, изложенных в представлениях. Так, в 2021 году проведено контрольное мероприятие «Проверка фактического исполнения требований представления от 02.07.2020 № 6, внесенного в адрес директора муниципального казенного учреждения «Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности» города Железногорска по результатам контрольного мероприятия, проведенного контрольно-ревизионным отделом КСП г. Железногорска в 2020 году». В связи с тем, что пункт 1 представления Контрольно-счетной палаты от 02.07.2020 № 6 учреждением фактически не был исполнен, в отношении должностного лица составлен протокол об административном правонарушении по ч. 20 статьи 19.5 КоАП РФ. На основании постановления мирового судьи виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности за невыполнение вышеуказанного представления.
Следует отметить, что принимаемые по результатам контрольных мероприятий меры административного характера за допущенные нарушения при использовании бюджетных средств, а также вносимые в адрес объектов контроля представления с требованием возмещения в бюджет города неправомерно израсходованных бюджетных средств, эффективного использования муниципального имущества — в своей совокупности являются определенной мерой профилактики в целях недопущения аналогичных нарушений в других учреждениях, способствуют надлежащей организации ведения бухгалтерского учета, дисциплине и ответственного отношения к исполнению своих обязанностей при использовании бюджетных средств и муниципального имущества.
4. Результаты экспертно-аналитических мероприятий
Экспертно-аналитическая деятельность проводилась в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города Железногорска на 2021 год, утвержденным распоряжением Контрольно-счетной палаты от 14.12.2020 № 90 «О Плане работы Контрольно-счетной палаты города Железногорска на 2021 год» (в редакции от 09.09.2021 № 52, от 22.10.2021 № 59).
В 2021 году Контрольно-счетной палатой проведены следующие экспертно-аналитические мероприятия:
- Экспертиза проекта решения Железногорской городской Думы «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы «О бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов города Железногорска», в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджета.
- Аудит в сфере закупок за 2020 год.
- Финансово-экономическая экспертиза проектов решений Железногорской городской Думы (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств города Железногорска.
- Проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2020 год.
- Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города Железногорска за 2020 год.
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП «Горэлектросети».
- Обследование достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления квартального отчета об исполнении бюджета за 1 квартал 2021 года.
- Обследование достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления квартального отчета об исполнении бюджета за I полугодие 2021 года.
- Экспертиза проекта решения «О бюджете города Железногорска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы».
- Обследование достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления квартального отчета об исполнении бюджета за 9 месяцев 2021 года.
Экспертно-аналитические мероприятия направлены на обеспечение единой системы контроля, реализуемого на трех последовательных стадиях:
предварительного контроля проектов муниципальных правовых актов города Железногорска;
оперативного (текущего) контроля за исполнением бюджета города Железногорска;
последующего контроля исполнения бюджета города Железногорска.
Всего проведено 21 экспертно-аналитическое мероприятие.
Экспертно-аналитическими мероприятиями охвачено 88 объектов, в том числе органы местного самоуправления, муниципальные казенные и бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия.
Объем проверенных средств составил 688927,08 тыс. рублей.
По результатам экспертно-аналитических мероприятий выявлено 57 нарушений на сумму 311400,9 тыс. рублей, из них 25 нарушений ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности на сумму 110,0 тыс. рублей, 25 нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок на сумму 301115,8 тыс. рублей, 7 иных нарушений на сумму 10175,1 тыс. рублей.
По количеству установленных нарушений наибольшая доля приходится на нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, которая составляет 43,8 % по каждому типу нарушений.
По сумме выявленных нарушений основная доля приходится на нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок, которая составляет 96,7 %.
По результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий уполномоченными лицами Контрольно-счетной палаты составлен 1 протокол о привлечении должностного лица к административной ответственности. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностному лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10,0 тыс. рублей.
По результатам экспертно-аналитических мероприятий подготовлено 2 отчета, 57 заключений, 7 информационных писем.
Главе города Железногорска направлены материалы по 7 экспертно-аналитическим мероприятиям. В Железногорскую городскую Думу направлены материалы по всем экспертно-аналитическим мероприятиям.
В 2021 году на рассмотрение Контрольно-счетной палаты поступил 101 проект муниципальных правовых актов, в том числе 5 проектов решений о бюджете города Железногорска.
Финансово-экономическая экспертиза проведена в отношении 43 проектов муниципальных правовых актов, что составляет 42,6 % от количества проектов, поступивших в Контрольно-счетную палату города Железногорска.
На проекты решений о бюджете города Железногорска подготовлено 5 заключений, из них 1 заключение на проект «Об исполнении бюджета города Железногорска за 2019 год», 3 заключения «О внесении изменений и дополнений в бюджет города Железногорска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», 1 заключение «О бюджете города Железногорска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».
По результатам финансово-экономической экспертизы остальных проектов муниципальных правовых актов подготовлено 38 заключений.
В заключениях Контрольно-счетной палатой города Железногорска было высказано 36 предложений, 20 из которых учтены (55,5 %).
С целью реализации полномочий контрольно-счетных органов в сфере закупок, определенных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Контрольно-счетной палатой в 2021 году проведено одно экспертно-аналитическое мероприятие по аудиту в сфере закупок за 2020 год. Ежеквартально производился сбор и анализ информации о закупках, проводимых муниципальными заказчиками с оформлением аналитических материалов, данные которых включаются в отчеты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по аудиту в сфере закупок за I полугодие и за год.
Аудитом в сфере закупок охвачены все муниципальные заказчики и муниципальные унитарные предприятия.
В ходе аудита в сфере закупок за 2020 год выявлено 25 нарушений на общую сумму 301115,8 тыс. рублей, а также установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 34782,97 тыс. рублей.
По результатам аудита в сфере закупок за 2020 год дано 16 предложений и рекомендаций, которые учтены объектами аудита.
В рамках аудита установлены следующие нарушения:
— заключение контрактов по результатам определения поставщика с нарушением объявленных в документации условий;
— нарушение установленных законом ограничений при осуществлении закупок в соответствии пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
— неисполнение контрактов в установленный срок;
— дробление закупок;
— документация о закупках не содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям;
— отсутствие нормативов затрат на приобретение товаров, работ, услуг.
По-прежнему остался актуальным вывод Контрольно-счетной палаты о заключении муниципальными заказчиками контрактов без соблюдения принципа конкуренции.
Информация об установленных нарушениях направлена в Железногорскую межрайонную прокуратуру для принятия мер административного характера в установленном законом порядке.
В отчетном периоде осуществлен весь необходимый комплекс экспертно-аналитических мероприятий для подготовки заключений на решение о бюджете города Железногорска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, на отчет об исполнении бюджета города Железногорска за 2020 год, ежеквартальных оперативных отчетов о ходе исполнения бюджета города Железногорска в течение 2021 года.
Рассмотрение и утверждение решений о местном бюджете является важнейшим этапом и одним из приоритетных направлений совместной деятельности всех органов местного самоуправления.
В рамках предварительного контроля осуществлен анализ показателей проекта решения Железногорской городской Думы «О бюджете города Железногорска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», анализ наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования, анализ иной информации о социально-экономическом развитии и финансовом положении города Железногорска. На основании анализа было подготовлено заключение Контрольно-счетной палаты на проект решения о бюджете.
В заключении Контрольно-счетной палаты отмечено, что проект решения о бюджете направлен на решение задач, связанных с обеспечением макроэкономической стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, формированием и исполнением бюджета на основе муниципальных программ, концентрацией ресурсов на ключевых направлениях развития экономики города Железногорска и достоверно отражает основные показатели формирования бюджета города Железногорска Курской области.
Главным экспертно-аналитическим мероприятием можно считать внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета города Железногорска, которая является основанием для принятия указанного отчета Железногорской городской Думой.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
По результатам проведения в 2021 году внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2020 год подготовлено 10 заключений. Проверкой установлены нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и отдельные нарушения Приказа Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», не повлиявшие на достоверность отчетности.
По факту установленного нарушения составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности на одно должностное лицо составлен протокол об административном правонарушении.
На основании результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств проведена экспертиза отчета об исполнении бюджета города Железногорска за 2020 год и подготовлено заключение для принятия решения Железногорской городской Думы.
Целью подготовки заключения является определение полноты поступления доходов и иных платежей в бюджет города Железногорска, привлечения и погашения источников финансирования дефицита бюджета города Железногорска, фактического расходования средств бюджета города Железногорска по сравнению с показателями, утвержденными решением Железногорской городской Думы по объему и структуре, а также целевого назначения и эффективности финансирования и использования средств бюджета города Железногорска в отчетном году.
В Заключении Контрольно-счетная палата подтверждает достоверность бюджетной отчетности об исполнении бюджета города Железногорска за 2020 год каждого главного администратора бюджетных средств по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета города Железногорска, считает возможным утверждение Отчета об исполнении бюджета за 2020 год.
Контрольно-счетная палата осуществляла текущий контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления квартального отчета об исполнении бюджета за 1 квартал, I полугодие, 9 месяцев, целью которого, является оценка исполнения решений Железногорской городской Думы о бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Текущий контроль осуществлялся на основании анализа и проверки отчетов об исполнении бюджета города Железногорска за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2020 года, утвержденных постановлениями Администрации города Железногорска. В порядке текущего контроля ежеквартально готовились заключения о ходе исполнения бюджета города Железногорска, в том числе с анализом исполнения национальных проектов «Жилье и городская среда», «Демография», которые направлялись в Железногорскую городскую Думу и Главе города Железногорска.
Одним из наиболее важных вопросов предварительного контроля является проведение экспертизы проектов бюджета города Железногорска.
Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде подготовлено 3 заключения на проекты решений Железногорской городской Думы о внесении изменений и дополнений в решения Железногорской городской Думы о бюджете города Железногорска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
5. Национальные проекты
В 2021 году город Железногорск участвовал в реализации двух национальных проектов: «Жилье и городская среда», «Демография». Национальные проекты в разной форме были подвергнуты финансовому контролю в течение всего 2021 года.
Контрольно-счетной палатой при осуществлении текущего контроля за исполнением бюджета города Железногорска проводился анализ исполнения национальных проектов.
В ходе контрольного мероприятия проверено соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», к исполнению, изменению контракта, а также соблюдение его условий, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
В ходе контрольного мероприятия «Аудит в сфере закупок за I полугодие 2021 года» по результатам осмотра и произведенных замеров объемов выполненных работ по благоустройству дворовой территории жилого дома № 4 по ул. Маршала Жукова в г. Железногорске Курской области и благоустройству общественной территории в районе сквера 10 микрорайона, проведенных в 2021 году по муниципальной программе «Формирование современной городской среды в городе Железногорске на 2018-2024 годы» и направленных на достижение целей национального проекта «Жилье и городская среда», установлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 79,79 тыс. рублей, выразившееся в оплате фактически не выполненных объемов работ. По результатам контрольного мероприятия в 2021 году часть допущенных нарушений устранена на общую сумму 19,75 рублей.
В результате необоснованного увеличения объемов работ и соответствующих бюджетных ассигнований по муниципальным контрактам на благоустройство вышеуказанных территорий муниципальному образованию «город Железногорск» Курской области причинён ущерб в сумме 203,03 тыс. рублей.
Выявлено ряд нарушений при осуществлении закупок:
— некачественно проведена экспертиза выполненных работ;
— нарушение требований по размещению информации о закупках в ЕИС;
— выполнение работ с отступлением от аукционной документации.
Информация о выявленных нарушениях направлена в Железногорскую межрайонную прокуратуру для принятия мер административного характера в установленном законом порядке.
По результатам текущего контроля за исполнением бюджета за 9 месяцев 2021 года Контрольно-счетной палатой города Железногорска был отмечен низкий процент освоения бюджетных средств, направленных на благоустройство территории парка имени Н. А. Никитина (7,0 %), что имеет риски неисполнения обязательств по муниципальному контракту, условий соглашения о предоставлении субсидии на иные цели, соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в целях реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды».
6. Реализация полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях
На основании статьи 8 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, статьи 7 Закона Курской области от 04.01.2003 № 1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области», статьи 17 Положения о Контрольно-счетной палате города Железногорска, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 27.12.2011 № 552-4-РД, должностными лицами Контрольно-счетной палаты города Железногорска в 2021 году составлено 17 протоколов об административных правонарушениях, из них 16 протоколов по результатам контрольных мероприятий, 1 – по результатам экспертно-аналитических.
Судом рассмотрено 13 административных материалов, по 10 административным материалам вынесены постановления о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 107 000 руб., фактически оплачено административных штрафов на сумму 107 000 руб. По трем административным материалам мировыми судьями вынесены постановления о прекращении производства по делу. Четыре дела об административном правонарушении находятся на рассмотрении в суде. Информация о составленных протоколах об административных правонарушениях представлена в виде таблицы:
№ п/п | Статья КоАП РФ | Наименование статьи | Кол-во протоколов | Размер штрафа, в тыс. рублей |
1 | 15.14 | Нецелевое использование бюджетных средств | 1 | На рассмотрении |
2 | 15.15.6 (части 3, 4) | Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности | 8 | 35,00 2 прекращено |
3 | 15.15.7 (часть 2) | Нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ | 2 | 20,00 |
4 | 15.15.15 | Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания | 4 | 32,00 1 на рассмотрении |
5 | 19.7 | Непредставление сведений (информации) | 1 | прекращено |
6 | ч. 20 ст.19.5 | Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля | 1 | 20,00 |
Итого | 17 | 107,00 |
В 2021 году в доход бюджета города Железногорска поступило доходов в виде административных штрафов на общую сумму 107,00 тыс. рублей.
Все правонарушения имеют высокую степень общественной опасности, поскольку являются правонарушениями в области финансов и направлены против порядка управления.
7. Реализация мероприятий по антикоррупционной деятельности
Деятельность Контрольно-счетной палаты регулируется Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ, пунктом 12 части 2 статьи 9 которого предусмотрено одно из полномочий муниципального контрольно-счетного органа — участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.
Контрольно-счетная палата контролирует не только исполнение бюджета, законность использования бюджетных средств, муниципальной собственности, но и осуществляет полномочия по участию в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции. Приоритетом в работе является профилактика и устранение системных причин коррупции в целях повышения прозрачности бюджетной системы.
При осуществлении контроля исполнения бюджета города Железногорска, финансово-экономической экспертизы муниципальных правовых актов, имеющих расходные обязательства бюджета города Железногорска, в ходе проведения контрольных мероприятий дается оценка коррупционных рисков при использовании бюджетных средств муниципальными органами, главными администраторами бюджетных средств.
Так, при осуществлении экспертизы муниципальных правовых актов Контрольно-счетной палатой в 2021 году предотвращено незаконное отчуждение муниципального имущества балансовой стоимостью 2456,53 тыс. рублей. По результатам контрольных мероприятий в муниципальных учреждениях города исключены коррупциогенные факторы из локальных правовых актов.
С учетом положений статьи 18 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ Контрольно-счетной палатой на основе заключенных соглашений о сотрудничестве обеспечено взаимодействие с правоохранительными органами, что способствует всестороннему анализу деятельности проверяемых объектов и оперативному направлению соответствующей информации в правоохранительные органы для принятия мер реагирования.
Статьей 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ регламентирована обязанность должностных лиц контрольно-счетных органов соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Контрольно-счетной палатой города Железногорска принят План мероприятий по противодействию коррупции на 2021 год, утвержденный распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 30.12.2020 г. № 97, который выполнен в полном объеме.
Официальный сайт Контрольно-счетной палаты в сети Интернет (http://kspzhel.ru) содержит отдельный раздел «Противодействие коррупции», который заполнен с учетом Приказа Минтруда России от 07.10.2013 № 530н (ред. от 26.07.2018) «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
8. Организационно-информационные мероприятия
Для организации и осуществления контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности Контрольно-счетной палатой города Железногорска проводились обеспечивающие мероприятия: информационные, просветительские, кадровые, материально-технические и иные.
В отчетном периоде организационная работа направлена на обеспечение эффективного функционирования аппарата Контрольно-счетной палаты города Железногорска, совершенствование организации проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Проведено 18 заседаний Коллегии Контрольно-счетной палаты города Железногорска, на которых рассмотрено 47 вопросов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Объем документооборота за 2021 год составил 1750 документов, что на 7 % меньше, чем в 2020 году. Издано 82 распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты города Железногорска по основной деятельности и 89 — по личному составу.
В 2021 году в Контрольно-счетную палату поступило 3 обращения от граждан, которые рассмотрены в установленном законом порядке и сроки. Кроме того, председателем Контрольно-счетной палаты осуществлялся личный прием граждан.
Объем финансового обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты в 2021 году составил 9 887, 77 тыс. руб.
В 2021 году статьей 15 Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены многочисленные изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ.
На основании внесенных в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ изменений Контрольно-счетной палатой был подготовлен проект решения Железногорской городской Думы в целях приведения в соответствие с законодательством Положения о Контрольно-счетной палате города Железногорска, который был рассмотрен депутатами в сентябре 2021 года и принято решение Железногорской городской Думы от 29.09.2021 № 375-6-РД «О внесении изменения в решение Железногорской городской Думы «О создании Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области».
С учетом внесенных изменений должность председателя Контрольно-счетной палаты отнесена к муниципальным должностям, дополнены квалификационные требования для назначения на должность председателя. Исключено положение о том, что запросы Главы города Железногорска являются основаниями для планирования деятельности контрольно-счетного органа. Планирование деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Железногорской городской Думы и предложений Главы города Железногорска. При осуществлении внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетным органам предоставляется необходимый для реализации их полномочий постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. Также в Положение о Контрольно-счетной палате города Железногорска внесены другие изменения с учетом действующего федерального законодательства.
Сотрудники Контрольно-счетной палаты активно участвуют в жизни города Железногорска, в значимых событиях и мероприятиях. Так, в честь Дня местного самоуправления, который в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 2012 года № 805 отмечается ежегодно 21 апреля, председателем Контрольно-счетной палаты Ворониной Е.Н. и начальником контрольно-ревизионного отдела Сычёвой Ю.В. был проведен урок по обществознанию для обучающихся 10-11 классов МОУ «Лицей № 12» на тему «Актуальные вопросы местного самоуправления» с участием заместителя начальника Управления образования Любимовой И.И.
Для учеников в доступной форме доведена информация о деятельности Контрольно-счетной палаты, ее значимости в системе органов местного самоуправления. Детям разъяснены положения Конституции РФ с учетом последних изменений, внесенных в 2020 году, в том числе относительно деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти, которые входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Ученикам разъяснили, какие документы на муниципальном уровне относятся к нормативным правовым актам, когда они вступают в силу, какой порядок установлен в городе Железногорске для избрания главы муниципального образования, каким образом формируется бюджет города Железногорска, а также вопросы профилактики коррупционных проявлений в финансово-бюджетной сфере. По итогам урока ученикам было предложено пройти тест, в ходе которого дети активно дискуссировали, высказывали свое мнение, задавали вопросы.
9. Гласность
Контрольно-счетная палата обеспечивает доступ к информации о своей деятельности на принципах гласности и открытости в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», Законом Российской Федерации 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», законами, иными нормативными правовыми актами Курской области.
Доступ к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется с учетом положений статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В 2021 году с целью соблюдения доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты предоставлена возможность участия депутата Железногорской городской Думы по соответствующему избирательному округу в проведении контрольных мероприятий при проверке исполнения на территории города Железногорска национальных проектов.
В отчетном периоде информация о контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях на постоянной основе размещалась на официальном сайте (http://kspzhel.ru) Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области.
За отчетный период было зафиксировано 27398 (в 2020 году – 18870) просмотров сайта, 1876 (в 2020 году – 5470) визитов 575 (в 2020 году – 4395) посетителями.
В 2021 году на сайте размещена информация о результатах всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, в новостной ленте опубликовано 50 (в 2020 году – 39) сообщений о деятельности Контрольно-счетной палаты. В средствах массовой информации города Железногорска размещено 24 информационных материала о деятельности Контрольно-счетной палаты, в том числе 6 телесюжетов и 18 публикаций в городских печатных изданиях.
Официальным источником публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации Контрольно-счетной палаты является газета «Железногорские новости», первое размещение (опубликование) на официальном сайте муниципального образования «город Железногорск» Курской области в сети «Интернет» (http://adminzhel.ru) или на официальном сайте Контрольно-счетной палаты города Железногорска в сети «Интернет» (http://kspzhel.ru).
Статьей 18 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетные органы муниципальных образований при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать между собой, с контрольно-счетными органами других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также со Счетной палатой Российской Федерации, с территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы вправе заключать с ними соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.
Контрольно-счетная палата города Железногорска с мая 2012 года состоит в Союзе МКСО. С августа 2012 года является членом Ассоциации контрольно-счетных органов Курской области.
Взаимодействие Контрольно-счетной палаты города Железногорска с Союзом МКСО и Ассоциацией контрольно-счетных органов Курской области направлено, прежде всего, на решение общих задач, обмен знаниями, обучение и достижение согласия и единой позиции. Практически это достигается путем создания и внедрения единых методологических подходов, стандартов, методик проведения контрольных мероприятий, классификацией выявленных нарушений.
Профессиональное взаимодействие способствует созданию устойчивой системы консультационного обеспечения Контрольно-счетной палаты города Железногорска и повышению эффективности деятельности.
Союз МКСО на системной основе организует и проводит конференции, общие собрания представительств Союза МКСО для повышения результативности управления финансовыми и материальными ресурсами муниципальных образований, взаимодействия и обмена опытом в целях усиления эффективности финансового контроля.
Контрольно-счетная палата ежегодно принимает участие в проводимых конкурсах. По результатам проведенного в 2020 году конкурса «Лучшая практика внешнего муниципального финансового контроля» Президиумом Союза МКСО в 2021 году принято решение о награждении Контрольно-счетной палаты муниципального образования «город Железногорск»(представительство Союза МКСО в Центральном Федеральном округе) Дипломом II степени в номинации «Аудит в сфере закупок».
Продолжая традицию участия в конкурсах муниципального финансового контроля, в 2021 году Контрольно-счетная палата направила конкурсные материалы в Президиум Союза МКСО в номинации «Контроль в сфере строительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства». Результаты будут подведены в 1 квартале 2022 года.
За 2021 год для Союза муниципальных контрольно-счетных органов подготовлено 21 письменная информация, содержащая вопросы различной сферы деятельности Контрольно-счетной палаты города Железногорска. В Ассоциацию контрольно-счетных органов Курской области – 4 письменных информации.
В 2021 году Федеральным законом от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» контрольно-счетным органам дано право на основе заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии привлекать к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.
Указанные изменения являются результатом многолетней работы Контрольно-счетной палаты города Железногорска совместно с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов по Центральному федеральному округу по совершенствованию федерального законодательства в области внешнего муниципального финансового контроля.
Основные показатели деятельности Контрольно-счетной палаты города Железногорска представлены в приложении к настоящему отчету.
Приложение
к отчету о деятельности Контрольно-счетной палаты
города Железногорска Курской области за 2021 год
Основные показатели деятельности
Контрольно-счетной палаты города Железногорска за 2021 год
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего, из них: | 18 |
контрольных мероприятий | 11 |
экспертно-аналитических мероприятий (за исключением экспертиз проектов решений и иных нормативных правовых актов) | 7 |
Количество проведенных экспертиз проектов решений и иных нормативных правовых актов | 14 |
Количество объектов, проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, всего, из них: | 110 |
объектов контрольных мероприятий | 22 |
объектов экспертно-аналитических мероприятий | 88 |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по поручениям, предложениям, запросам и обращениям всего, из них на основании: | 5 |
поручений представительного органа муниципального образования | 1 |
предложений и запросов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) | — |
предложений и запросов глав муниципальных образований | 4 |
обращений органов прокуратуры и иных правоохранительных органов | — |
обращений граждан | — |
Проведено совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего, из них: | — |
со Счетной палатой Российской Федерации | — |
с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации | — |
с контрольно-счетными органами муниципальных образований | — |
Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля (тыс. руб.), из них: | 594 789, 36 |
количество | 377 |
нарушения при формировании и исполнении бюджетов (тыс. руб.) | 5 163,08 |
количество | 94 |
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (тыс. руб.) | 269 815, 81 |
количество | 197 |
нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью (тыс. руб.) | |
количество | 1 |
нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (тыс. руб.) | 307 595, 41 |
количество | 62 |
иные нарушения (тыс. руб.) | 12135,27 |
количество | 17 |
нецелевое использование бюджетных средств (тыс. руб.) | 79,79 |
количество | 6 |
Выявлено неэффективное использование муниципальных средств (тыс. руб.) | 62 698, 87 |
Устранено выявленных нарушений (тыс. руб.), в том числе: | 39 886, 66 |
обеспечен возврат средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (тыс. руб.) | 2 198, 12 |
Направлено представлений всего, в том числе: | 23 |
количество представлений, выполненных в установленные сроки | 18 |
количество представлений, сроки выполнения которых не наступили | 4 |
количество представлений, не выполненных и выполненных не полностью | 1 |
Направлено предписаний всего, в том числе: | 0,0 |
количество предписаний, выполненных в установленные сроки | 0,0 |
количество предписаний, сроки выполнения которых не наступили | 0,0 |
количество предписаний, не выполненных и выполненных не полностью | 0,0 |
Количество направленных уведомлений о применении бюджетных мер принуждения | 0,0 |
Сокращено лимитов бюджетных обязательств (предоставление межбюджетных трансфертов) по результатам рассмотрения уведомлений о применении бюджетных мер принуждения (тыс. руб.) | 0,0 |
Направлено информационных писем в органы исполнительной власти муниципального образования | 21 |
Количество материалов, направленных в ходе и по результатам проведения контрольных мероприятий в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы, по результатам рассмотрения которых, в том числе: | 9 |
принято решений о возбуждении уголовного дела | 0 |
принято решений об отказе в возбуждении уголовного дела | 1 |
принято решений о прекращении уголовного дела | 0 |
возбуждено дел об административных правонарушениях | 1 |
внесено протестов, представлений, постановлений и предостережений по фактам нарушений закона | 1 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях всего, из них: | 17 |
количество дел по административным правонарушениям, по которым судебными органами вынесены постановления по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания | 10 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях по обращениям контрольно-счетного органа, направленным в уполномоченные органы | 0 |
Привлечено должностных лиц к административной ответственности по делам об административных правонарушениях | 10 |
Привлечено лиц к дисциплинарной ответственности | 18 |
Штатная численность сотрудников (штатных единиц), в том числе замещающих: | 9 |
муниципальную должность | 1 |
должность муниципальной службы | 8 |
иные | — |
Фактическая численность сотрудников (чел.), в том числе замещающих: | 9 |
муниципальную должность | 1 |
должность муниципальной службы | 8 |
иные | — |
Состав сотрудников по наличию образования (чел.): | 9 |
высшее профессиональное образование | 9 |
среднее профессиональное образование | — |
Структура профессионального образования сотрудников (ед.): | |
экономическое | 5 |
юридическое | 5 |
управление | — |
иное | 3 |
Информационное присутствие: | 24 |
количество публикаций и сообщений | 18 |
количество теле- и радиосюжетов | 6 |
Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа в отчетном 2021 году (тыс. руб.) | 9 887, 77 |