Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 7 «Проведение и оформление результатов финансового аудита» | Контрольно-счётная палата

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 7 «Проведение и оформление результатов финансового аудита»

(утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты города Железногорска от 26 июня 2015 г. №  36)

Курская область Железногорск

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общие положения

2.Содержание финансового аудита

3. Подготовка финансового аудита 

3.1. Изучение специфики объекта контроля и условий его деятельности

3.2. Программа финансового аудита

4. Проведение проверки объекта контроля 

4.1. Проверка учетной политики

4.2. Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета 

4.3. Проверка достоверности финансовой отчетности

4.4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля и аудита 

4.5. Выявление искажений в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности 

5. Оформление результатов финансового аудита                                    

  1. Общие положения.

1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области (далее — КСП) СВМФК 7 «Проведение и оформление результатов финансового аудита» (далее — Стандарт) разработан в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», стандартом финансового контроля СФК 103 «Проведение финансового аудита», утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации от 09.09.2012 г. (протокол № 48К) и статьей 13 Положения о Контрольно-счетной палате города Железногорска Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 27.12.2011 г. № 552-4-РД (далее – Положение о Контрольно-счетной палате). 

1.2.  Стандарт устанавливает нормы, основные правила и требования, которые должны выполняться в КСП при организации и проведении финансового аудита, с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия, определенных в стандарте финансового контроля СФК 1«Общие правила проведения контрольного мероприятия».

1.3.  Положения Стандарта применяются при проведении контрольных мероприятий, программы которых включают вопросы проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, а также соблюдения законов и иных нормативных правовых актов при использовании средств бюджета города Железногорска.

2. Содержание финансового аудита.

2.1. Финансовый аудит – это документальные проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бюджетной и иной финансовой отчетности, законности и целевого использования средств бюджета города Железногорска и муниципальной собственности.

2.2. Финансовый аудит включает:

—  проверку финансовых и хозяйственных операций, включая оценку их соответствия законодательству Российской Федерации, а также оценку целевого использования средств бюджета города Железногорска  и муниципальной собственности;

— проверку ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, оценку достоверности бюджетной и иной финансовой отчетности объекта контроля;

—  оценку того, насколько деятельность, активы и обязательства, операции, изменяющие указанные активы и обязательства, отраженные в бухгалтерском (бюджетном) учете, бюджетной и иной финансовой отчетности, соответствуют законам и иным нормативным правовым актам;

—  анализ системы внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).

2.3.  При проведении финансового аудита проверяются документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета, а также их финансовая (бухгалтерская), статистическая и иная отчетность, отражающая исполнение муниципальных средств.

3. Подготовка финансового аудита.

3.1. Изучение специфики объекта контроля и условий его деятельности.

3.1.1. Изучение специфики объекта контроля и условий его деятельности необходимо для выбора целей и подготовки вопросов программы.

3.1.2. Для изучения специфики объекта контроля и условий его деятельности ответственные исполнители контрольного мероприятия (далее – ответственные исполнители) должны определить нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок и особенности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, бюджетной и иной финансовой отчетности, а также законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля.

3.1.3. Оценка системы внутреннего контроля является неотъемлемой частью изучения специфики объекта контроля.

При оценке системы внутреннего контроля ответственные исполнители оценивают риск того, что система контроля может не предотвратить либо не выявить несоответствие установленным требованиям. В этом случае должны быть спланированы дополнительные контрольные процедуры.

Сведения, полученные на основании оценки состояния внутреннего контроля, помогут ответственным исполнителям определить уровень его достоверности и на этом основании — необходимый объем подлежащих выполнению контрольных действий и процедур контрольного мероприятия.

3.2. Программа финансового аудита.

3.2.1. По результатам предварительного изучения объекта контроля руководитель контрольного мероприятия должен подготовить проект программы проведения контрольного мероприятия. Подготовка и утверждение программы проведения контрольного мероприятия осуществляется в порядке, установленном подразделом 7.1. Регламента Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области, утвержденного постановлением  Железногорской городской Думы от 28.02.2012 г. № 315-4-ПД.

3.2.2. При разработке программы финансового аудита необходимо руководствоваться соответствующими положениями раздела 4 стандарта финансового контроля СФК 1 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», устанавливающего структуру, содержание и форму программы проведения контрольного мероприятия.

4. Проведение проверки объекта контроля

4.1. Проверка учетной политики.

4.1.1.  Учетная политика объекта контроля – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговые обобщения фактов хозяйственной деятельности).

4.1.2. Целью проверки учетной политики является определение ее соответствия требованиям нормативных правовых актов и специфике деятельности объекта контроля, а также ее влияния на достоверность данных бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.

4.1.3. В ходе проверки ответственные исполнители должны установить:

— наличие у объекта контроля учетной политики для целей организации и ведения бухгалтерского учета;

— соответствие порядка утверждения учетной политики и ее осуществления требованиям нормативных правовых актов, в том числе своевременность утверждения учетной политики;

— полноту и соответствие положений учетной политики специфике деятельности объекта;

— утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета и форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;

— утверждение и выполнение порядка проведения инвентаризации;

— утверждение и выполнение правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

— соблюдение порядка контроля за хозяйственными операциями, а также других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета;

— обоснованность внесения изменений в учетную политику.

4.1.4. При проведении проверки учетной политики следует также определить соответствие:

— элементов (структуры) учетной политики положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету (инструкции по бюджетному учету);

— выбранных методов учета нормативно-закрепленному перечню;

— фактически применяемых методов учета и внутреннего контроля особенностям финансовых и хозяйственных операций, целям контроля и способам, закрепленным в учетной политике.

При проведении проверок хозяйствующих субъектов особое внимание следует уделить вопросам отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с муниципальными средствами.

4.1.5. При выявлении изменений в учетной политике инспекторы должны установить их соответствие приказам (распоряжениям) руководителя организации с учетом того, что эти изменения могут иметь место в случаях:

— изменений законодательства Российской Федерации, нормативных актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету;

— разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;

— существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.).

4.1.6. Ответственным исполнителям следует оценить последствия изменения учетной политики. Изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать: причину изменения учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

4.2. Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.

         4.2.1. При проведении проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета ответственные исполнители прежде всего должны проверить:

– правомерность осуществленных финансовых и хозяйственных операций по формальному критерию, критерию законности, принципу целевого характера бюджетных средств;

– правильность отражения их в балансе в соответствующих суммах;

– отражение финансовых и хозяйственных операций (по доходам и расходам) и фактов хозяйственной деятельности именно в тех учетных периодах, когда они имели место;

– соответствие раскрытия, классификации и описания элементов учета положениям Федерального закона «О бухгалтерском учете» и иных нормативных правовых документов в области бухгалтерского учета, а также учетной политике объекта контроля.

4.2.2. Если объект контроля ведет компьютерную обработку данных, то ответственным исполнителям следует убедиться в том, что:

– используемая бухгалтерская программа имеет лицензию;

– данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения;

– разработанные объектом контроля механизированные формы первичных документов и регистров учета соответствуют требованиям унифицированных и утвержденных форм.

4.3. Проверка достоверности финансовой отчетности.

         4.3.1. Под достоверностью отчетности понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении объекта контроля и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Отчетность является достоверной, если по результатам проверки установлено, что она содержит информацию обо всех проведенных финансово-хозяйственных операциях, которые подтверждены соответствующими первичными документами, а также составлена в соответствии с правилами, которые установлены нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности в Российской Федерации.

4.3.2. Проверку финансовой отчетности ответственные исполнители  должны проводить с позиции профессионального скептицизма, считая, что могут быть выявлены условия или события, приведшие к ее существенным искажениям, которые поставят под сомнение достоверность данной отчетности.

При этом ответственные исполнители должны учитывать, что в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности могут быть ошибки и нарушении, которые остались не выявленными по следующим причинам:

— применение выборочных методов проверки, что не позволяет выявить искажения в полной мере;

— неэффективная работа системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля или аудита, не исключающая ошибок;

— наличие доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.

4.3.3. При проверке достоверности финансовой отчетности ответственным исполнителям следует проверить, отвечает ли она следующим установленным требованиям:

— целостность – включение данных обо всех финансовых и хозяйственных операциях;

— последовательность – содержание о формы отчетности не изменялись без законных оснований в последующие отчетные периоды;

— сопоставимость – наличие данных по каждому показателю не менее чем за два года – предыдущий и отчетный.

4.3.4. Для подтверждения достоверности отчетности ответственные исполнители должны определить, своевременно ли объектом контроля проводилась инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проверялись и документально подтверждены их наличие, состояние и оценка.

4.3.5. В ходе проверки ответственные исполнители должны получить достаточные доказательства того, что отчетность объективно отражает финансово-хозяйственную деятельность, имущество и обязательства организации.

4.3.6. При выявлении количественных искажений (занижение и завышение показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности) их сумма должна учитываться и сравниваться с принятым уровнем существенности.

4.3.7. Ответственным исполнителям следует учитывать, что в случае, если нормативные документы в каких-то аспектах не позволяют достоверно и добросовестно отразить состояние дел, как это предписано нормативными правовыми актами, администрация объекта контроля вправе указать на это в пояснительной записке к отчетности. Кроме того, следует проверить наличие в пояснительной записке информации о добавлении каких-либо строк отчетности, если главному бухгалтеру объекта контроля такая возможность предоставлена нормативными актами.

4.4. Оценка эффективности системы внутреннего контроля и аудита.

4.4.1. В период проведения проверки объекта контроля ответственные исполнители должны проверить состояние системы внутреннего контроля и аудита, которая формируется объектом контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях определения эффективности и степени надежности ее функционирования.

4.4.2. В ходе проверки необходимо определить, в какой мере система внутреннего контроля и аудита объекта контроля выполняет свою основную задачу по обеспечению законности использования бюджетных средств и прозрачности экономической информации.

4.4.3. В зависимости от результатов оценки эффективности системы внутреннего контроля и аудита объекта контроля ответственные исполнители могут скорректировать в соответствующую сторону содержание и объем контрольных процедур, необходимых для достижения целей контрольного мероприятия.

4.5. Выявление искажений в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности.

4.5.1. В процессе выполнения контрольных и аналитических процедур на объекте контроля, а также при оценке их результатов ответственные исполнители должны учитывать риск существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате ошибок или преднамеренных действий сотрудников объекта контроля.

4.5.2. Ошибка — это искажение в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе не отражение какого-либо числового показателя или не раскрытие какой-либо информации. Примерами ошибок являются: ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая (бухгалтерская) отчетность; неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов; ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.

4.5.3. Искажения, являющиеся следствием преднамеренных действий, могут возникать в процессе составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) в результате неправомерного использования активов. Ответственные исполнители должны учитывать, что в процессе составления финансовой (бухгалтерской) отчетности могут осуществляться преднамеренные действия, направленные на искажение или не отражение числовых показателей либо не раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности в целях введения в заблуждение ее пользователей. Признаками таких действий при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности считаются: фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность; неверное отражение событий, хозяйственных операций, другой важной информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности; нарушения в применении принципов бухгалтерского учета. Неправомерное использование активов может быть осуществлено различными способами, в том числе путем совершения противоправных действий в сфере обращения со средствами бюджета города Железногорска, инициирования оплаты объектом контроля несуществующих товаров или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.

         4.5.4. При проведении проверки ответственным исполнителям необходимо учитывать, что на возможность наличия искажений в результате преднамеренных действий помимо недостатков самих систем учета и внутреннего контроля, а также не выполнения установленных процедур внутреннего контроля могут указывать следующие обстоятельства: попытки руководства объекта контроля создавать препятствия при проведении проверки; задержки в предоставлении запрошенной информации; необычные финансовые и хозяйственные операции; наличие документов, исправленных или составленных вручную при их обычной подготовке средствами вычислительной техники; хозяйственные операции, которые не были отражены в учете надлежащим образом в результате распоряжения руководства объекта контроля; отсутствие выверки счетов бухгалтерского учета и другие. Поэтому ответственные исполнители, исходя из результатов оценки наличия указанных обстоятельств, должны осуществлять процедуры контроля таким образом, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что будут обнаружены существенные для отчетности искажения, являющиеся результатом преднамеренных действий.

         4.5.5. Если в ходе проверки ответственные исполнители обнаружили искажение и выявили признаки наличия преднамеренных действий, которые привели к данному искажению, необходимо провести соответствующие дополнительные процедуры проверки и установить их влияние на отчетность. При этом ответственные исполнители должны исходить из того, что данный факт искажения может быть не единичным. В случае необходимости следует скорректировать характер, сроки проведения и объем контрольных процедур.

         4.5.6. Если результаты дополнительных контрольных процедур указывают на наличие признаков преднамеренных действий, приведших к искажению отчетности, а также содержащих признаки состава преступления и требующих принятия незамедлительных мер для безотлагательного пресечения противоправных действий, должностные лица КСП действуют в соответствии со статьей 17  Положения о Контрольно-счетной палате.

5. Оформление результатов финансового аудита.

5.1. Подготовка и оформление результатов финансового аудита проводится в соответствии с общим порядком подготовки и оформления результатов контрольного мероприятия, установленным СВК 1 «Общие правила проведения контрольного мероприятия». Завершающая стадия финансового аудита включает обобщение и оценку результатов проверки правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, выполнения требований законов и иных нормативных правовых актов по формированию государственных доходов и использованию бюджетных средств, а также составленной финансовой отчетности для их отражения в акте проверки.

5.2. В акте проверки наряду с определенными, соответствующим стандартом, положениями приводится перечень форм отчетности, которые изучались и проверялись на определенную дату, указывается период, за который составлена эта отчетность, а также излагаются результаты проверки и дается оценка применяемых объектом контроля принципов бухгалтерского учета.

 5.3. Выявленные в ходе проверки ошибки и искажения необходимо сгруппировать в зависимости от их существенности и значимости. Должностным лицам объекта контроля следует предоставить возможность исправить то, что можно исправить в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, уплатить доначисленные налоги, скорректировать финансовые результаты деятельности организации и другие показатели. В акте эти замечания отражаются с указанием принятых мер.

5.4. По результатам проверки ответственные исполнители фиксируют в акте, насколько состояние бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности отвечает требованиям законодательства, а также в какой мере отчетность объекта контроля отражает его финансовое положение. 5.5. Отчет о результатах контрольного мероприятия должен содержать подробные сведения о выявленных нарушениях законодательства, отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях в составлении отчетности и других проверенных аспектах деятельности объекта контроля. В отчете по итогам финансового аудита содержатся выводы, в том числе: об учетной политике; о ведении бухгалтерского (бюджетного) учета; о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и правильности отражения в ней финансового положения объекта контроля; о системе внутреннего контроля и аудита.

Контрольно-счётная палата города
Железногорска Курской области

Контактная информация

Россия, Курская область
г.Железногорск
Рокоссовского, 56

kspzhel@mail.ru

+7 (47148) 7-71-14