Анализ локальных правовых актов по оплате труда работников МБУ «СШОР» | Контрольно-счётная палата

Анализ локальных правовых актов по оплате труда работников МБУ «СШОР»

Отчет № 2

О результатах экспертно-аналитического мероприятия

«Анализ локальных правовых актов по оплате труда работников

МБУ «СШОР» на соответствие действующему законодательству Российской Федерации»

(одобрено решением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Железногорска

от 28 марта 2022 № 14)

Основание для проведения мероприятия: пункт 3.3 раздела 3 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Железногорска Курской области на 2022 год, распоряжение Контрольно-счетной палаты города Железногорска от 24 января 2022 года № 9.

Предмет мероприятия:

2.1. локальные правовые акты по оплате труда работников МБУ «СШОР»;

2.2. документы по оплате труда работников МБУ «СШОР»;

2.3. информация об оплате труда тренерского состава учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска Курской области

Цели мероприятия:

1. Цель 1. Анализ локальных правовых актов по оплате труда работников МБУ «СШОР».

2. Цель 2. Анализ оплаты труда работников МБУ «СШОР».

Объекты мероприятия:

1. МБУ «СШОР».

2. Управление физической культуры и спорта Администрации города Железногорска Курской области.

Исследуемый период: 2021 год; сравнительный анализ по учреждениям за период с 2019 по 2021 год.

Сроки проведения мероприятия: с 31 января 2022 года по 28 февраля 2022 года.

Результаты мероприятия:

  1. Общая информация

Согласно пункту 19 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа.

Кроме того, органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на оказание содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (пункт 17 части 1 статьи 16.1. Закона № 131-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 329-ФЗ) к расходным обязательствам муниципальных образований относятся:

1) обеспечение условий для развития на территориях муниципальных городских округов физической культуры, школьного спорта и массового спорта;

2) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

3) обеспечение условий для реализации комплекса ГТО;

4) обеспечение иных мер для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (статья 144 Трудового кодекса РФ).

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Однако на сегодняшний день базовые оклады Правительством Российской Федерации не установлены, несмотря на то, что в соответствии с пунктом 19 Плана мероприятий Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, разработка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений по базовым окладам по профессиональным квалификационным группам работников предусмотрены были еще в 2015 году.

2. Анализ локальных правовых актов по оплате труда работников МБУ «СШОР»

  • Проверка локальные правовые акты по оплате труда работников МБУ «СШОР» на соответствие законодательству Российской Федерации»
  1. С 1 января 2017 года действует решение Железногорской городской Думы от 14.02.2017 № 502-5-РД (ред. от 17.12.2020) «Об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска».

Указанным решением устанавливается система оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска, включающая размеры окладов (должностных окладов), ставки заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Однако, решением Железногорской городской Думы не установлены размеры окладов (должностных окладов), ставки заработной платы.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения в локальном правовом акте об оплате труда работников муниципального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы в целых числах (без копеек) в соответствии с рекомендуемыми в Примерном положении.

Примерное положение для муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска, носит рекомендательный характер.

Согласно пункту 12 Положением об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 14.02.2017 № 502-5-РД (ред. от 17.12.2020), информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Администрации города Железногорска.

Такой порядок принят Постановлением Администрации г. Железногорска Курской области от 26.12.2016 № 3107 «Об утверждении Порядка размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий города Железногорска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Однако, статьей 349.5 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений, и представления указанными лицами данной информации устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К нормативно-правовым актам органов местного самоуправления согласно статье 33 Устава города Железногорска относятся только решения Железногорской городской Думы.

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов является коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (пункт «д» пункта 3 Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017)).

  • Управлением физической культуры и спорта Администрации города Железногорска во исполнение указанного выше решения Железногорской городской Думы утверждено Примерное положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска (приказ от 29.12.2018 № 288 од) (далее по тексту – Примерное положение № 288).

По состоянию на 01.02.2022 года (на момент проведения проверки) в Положение вносилось пять изменений, краткая характеристика которых в следующем:

  1. первое изменение принято на основании постановления Администрации города Железногорска от 06.09.2019 № 1744 «Об индексации заработной платы работников муниципальных учреждений», которым размеры должностных окладов работников муниципальных учреждений, заработная плата которых финансируется из средств городского бюджета и на которых не распространяется действие Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях государственной социальной политики» проиндексированы с 1 октября 2019 года в 1,043.

Соответствующая индексация произведена Приказом УФКиС № 141 од от 09.09.2019 года, которым внесены изменения  в приложения № 1- № 4, изложив их в новой редакции.

Указанными приложениями были проиндексированы рекомендуемые минимальные базовые оклады (рекомендуемые минимальные должностные оклады);

  • второе изменение принято на основании постановления Администрации города Железногорска от 09.08.2019 № 1536 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска».

В связи с принятием указанного постановления, в примерное положение внесено изменение, исключающее нормы о заработной плате руководителя, заместителя руководителя, и главного бухгалтера Учреждения;

  • третье изменение принято на основании постановления Администрации города Железногорска от 15.10.2020 № 1887 «Об индексации заработной платы работников муниципальных учреждений», которым размеры окладов (должностных окладов) работников муниципальных учреждений, заработная плата которых финансируется из средств городского бюджета и на которых не распространяется действие Указа президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях государственной социальной политики» проиндексированы с 1 октября 2020 года на 3 процента.

Соответствующая индексация произведена Приказом УФКиС № 214 од от 15.10.2020 года, которым внесены изменения  в приложения № 1- № 4, изложив их в новой редакции. При этом индексация должна быть применена, согласно приказу УФКиС, только в отношении должностных окладов, а проиндексированы рекомендованные минимальные базовые оклады (рекомендованные минимальные должностные оклады).

  • четвертое изменение основано на нормах Приказа Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации».

Приказом УФКиС № 214 од от 15.10.2020 года Приложение № 7 «Размеры стимулирующих выплат тренерам за подготовку спортсменов высокого класса, а также иным работникам учреждений за непосредственное участие в их подготовке» к Положению об оплате труда  дополнено пунктом 5 следующего содержания:

«5. Рекомендовать устанавливать стимулирующую выплату к окладу, ставке заработной платы тренеру, в составе бригады, за участие в подготовке одного спортсмена (или команды), при наличии подтверждающих документов»;

5) последнее, пятое, изменение в Примерное положение внесено на основании Отчета № 8 от 19.07.20201 КСП г.Железногорска, в котором в части Положения об оплате труда были установлены следующие нарушения:

«15. В штатные расписания Учреждения, которые действовали в отчетный период, включены должности «ведущий бухгалтер», «ведущий экономист», «ведущий юрисконсульт». Вместе с тем, согласно Приказу Минспорта России от 30.10.2015 № 999 в рекомендуемых штатных расписаниях для спортивных школ олимпийского резерва предусмотрены должности «бухгалтер», «экономист» и «юрисконсульт», включение указанных должностей без учета положений Приказа Минспорта России от 30.10.2015 № 999 содержит риски неэффективного использования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.».

В связи с чем было дано предложение: штатное расписание Учреждения по наименованиям должностей привести в соответствие с Приказом Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации», профессиональным стандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Министерства труда социальной защиты РФ от 21.02.2019 № 103н, «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (ред. от 27.03.2018).

Приказом Управления физической культуры и спорта «О внесении изменений в приказ от 29.12.2018 № 288 од» от 21.10.2021 № 192 од  вносятся изменения в приложения № 1, 2, 3 и этим же приказом вносятся в приложение № 2 изменения, исключая из него отдельные позиции, в приложении № 5 утверждаются строки 1, 2, 3, 6, 7, 23 в новой редакции согласно приложению № 4, однако самого Приложения № 4 не имеется, что говорит о внутреннем противоречии норм, содержащихся в приказе.

В результате действующая редакция Примерного положения об оплате труда работников МБУ, подведомственных УФКиС, не соответствует в части:

Приложения № 1 — Приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.02.2012 № 165н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта» в части таких должностей, как:

— 2-й квалификационный уровень – инструктор – методист;

— 3-й квалификационный уровень – инструктор – методист, тренер, заведующий отделением спортивной подготовки.

Приложения № 2 Примерного положения об оплате труда работников МБУ, подведомственных УФКиС, не соответствует Приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008№ 247н (ред. от 11.12.2008) «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» в части таких  должностей как:

Первый уровень:

— 1-й квалификационный уровень – секретарь – администратор;

Второй уровень:

— 1-й квалификационный уровень – звукооператор;

Третий уровень:

— 1-й квалификационный уровень – специалист (в сфере закупок).

Соответственно, указанные должности не соответствуют вышеуказанным Приказам Минздравсоцразвития РФ и в Приложении № 5 к Примерному положению об оплате труда работников МБУ, подведомственных УФКиС.

В приложении № 5 утверждая в новой редакции строки 1, 2, 3, 6, 7, 23 их редакция не была приведена в соответствие с Отчетом КСП № 8 от 19.07.2021 по результатам контрольного мероприятия, фактически был увеличен размер персонально-повышающего коэффициента (далее по тексту – ППК) не только по указанным в Отчете КСП должностям, но и другим. В таблице 1 отражены дополнительные показатели результативности, которые внесены со ссылкой на Отчет КСП № 8 от 19.07.2021 по результатам контрольного мероприятия и которые в Отчете КСП не содержатся.

Таблица 1

Показатели критериев оценки результатов и качества работы

работников МБУ с 01.01.2022

№ п/п в прил. № 5Наименование должностиРазмер ППК (Приказ 288 од)Размер ППК (Приказ 192 од)Дополнены показатели результативностиРазмер К резуль-ти (от оклада)
1Бухгалтер56,5Ведение электронного документооборота при сдаче отчетности0,5
Отсутствие недостач и излишков в результате инвентаризации основных средств и товарно-материальных ценностей0,5
Начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджет, страховых взносов, платежей в банковские учреждения0,5
2Юрисконсульт56,5Обеспечение подготовки локальных нормативных актов учреждения1
Ведение работы по антикоррупционного законодательства0,5
Эффективное ведение исковой работы и представление интересов учреждения в судах и иных инстанциях0,5
3Специалист по кадрам56Работа с электронным документооборота при предоставлении статистической и иной отчетности0,5
Своевременное и качественное оформление кадровой документации1
6Инженер-энергетик55,5Наличие сложного оборудования0,5
7Экономист по б/у и анализу ХД57Формирование, ведение и хранение базы данных экономической информации учреждения, своевременное внесение  изменений и корректировок1
Контроль выполнения Плана ФХД1
23Специалист по охране труда45,5Своевременная организация обучения, контроль за прохождением специалистами своевременного обучения по охране труда и электробезопасности, проверка знаний работниками по охране труда1
Организация медицинского осмотра работников по спискам0,5

Из таблицы 1 видно, что ППК увеличен за выполнение работы, входящей в круг должностных обязанностей указанных специалистов, то есть необоснованно.

Особенности оплаты и нормирования труда тренерского состава установлены разделом 4 Положения и приложением № 6 к Примерному положению об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска(приказ от 29.12.2018 № 288 од), которым предложено два варианта методики расчета должностного оклада тренерского состава:

1 вариант. «Почасовой» метод расчета должностного оклада;

2 вариант. «Подушевой» метод расчета должностного оклада.

Указанные варианты методов расчета должностного оклада разработаны на основании Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, направленные в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта письмом от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554.

Однако, Письмом Минспорта России от 12.03.2018 № ПК-ВК-13/1693 «Об отзыве с исполнения методических рекомендаций» в связи с рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации, направленными в Минспорт России письмом от 08.02.2018 № 01/17538-ЮЛ, Министерство спорта Российской Федерации отозвало Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, направленные в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта письмом от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554.

При этом Минспорт России указал, что при организации деятельности, связанной со спортивной подготовкой, необходимо руководствоваться положениями приказа Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 05.04.2016 № 41679).

В пункте 7 раздела 4 Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска(приказ от 29.12.2018 № 288 од) содержится норма о выплате повышающего коэффициента стимулирующего характера молодым специалистам в возрасте до 35 лет. Указанная норма не соответствует решению Железногорской городской Думы от 04.12.2008 № 125-4-РД (ред. от 20.06.2017) «Об утверждении Положения о дополнительных гарантиях социальной поддержки молодых специалистов муниципальных учреждений города Железногорска Курской области», которым установлено, что молодыми специалистами признаются лица в возрасте до 30 лет (включая день исполнения 30 лет).

Указанная норма имеет риски неправомерных выплат работникам муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска.

Стимулирующие выплаты регламентируются разделом 7 Примерного положения № 288, которым определены четыре вида стимулирующих выплат:

  1. выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  2. выплаты за качество выполняемых работ;
  3. выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  4. премиальные выплаты по итогам работы (месяц, квартал, год).

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения.

При этом в Примерном положении не содержится нормы о применении или неприменении стимулирующих выплат к должностным окладам тренерского состава. Отсутствие указанной нормы говорит о том, что независимо от метода расчета должностного оклада («почасовой» или «подушевой») выплаты стимулирующего характера должны применяться к должностным окладам всего тренерского состава.

Пункт 7.1. «Выплата за интенсивность и высокие результаты работы» определяется двумя надбавками:

  1. за интенсивность — персонально-повышающим коэффициентом (далее — ППК), который устанавливается в соответствие с показателями критериев оценки результатов и качества работы работников муниципального бюджетного учреждения, указанных в приложении № 5;
  2. за высокие показатели – выплата в зависимости от достигнутых спортивных результатов работы, за участие в подготовке спортсмена высокого класса, указанные в приложении № 7 «Размеры стимулирующих выплат тренерам за подготовку спортсменов высокого класса, а также иным работникам учреждений за непосредственное участие в их подготовке».

Установленные приложением № 5 «Показатели критериев оценки результатов и качества работы работников муниципального бюджетного учреждения» к Примерному положению № 288 персонально-повышающие коэффициенты не соответствуют пункту 5.6. Трехстороннего отраслевого соглашения по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2021 — 2023 годы,  утв. Минспортом России от 13.08.2021), согласно которому персональные надбавки к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы устанавливаются работникам организаций отрасли с учетом уровня их профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач.

Приложение № 5 содержит 26 наименований должностей с размером ППК от 1 до 7. Из 26 наименований только 5 должностей тренерского состава, которым установлены ППК за результативность и качество работы, с самым низким размером ППК от 1 до 3.

Анализ штатных расписаний МБУ «СШОР» показал, что ни одному тренеру учреждения выплата за интенсивность работы не установлена.

Пункт 7.2. «Выплаты за качество выполняемых работ» определяется размером выплат в зависимости от опыта и достижений работников, имеющих почетные звания, государственные и ведомственные звания и награды, что само по себе является разными показателями, а также не соответствует пункту 5.25.5. Трехстороннего отраслевого соглашения по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2021 — 2023 годы» (утв. Минспортом России 13.08.2021), согласно которому выплаты за опыт работы и достижения работников в сфере физической культуры и спорта, отмеченных государственными и ведомственными званиями и наградами, имеет более детальную разбивку по показателям и более высокий размер.

Пункт 7.3. Примерного положения № 288 регламентирует стимулирующую выплату за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Размер выплат не соответствует пункту 5.25.4. Трехстороннего отраслевого соглашения по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2021 — 2023 годы (утв. Минспортом России, Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации», Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциация работодателей в сфере физической культуры, спорта, фитнес и спортивной индустрии» 13.08.2021), который отражен в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п  Стаж работыРазмер надбавки, в %
В Приказе УФКиС № 288В Трехстороннем соглашении на 2021 -2023 годы
1от 1 года до 5 лет100
2от 5 лет до 10 лет15От 3 до 5
3от 10 лет до 15 лет20от 5 до 10 (от 10 до 20 лет)
4свыше 15 лет25от 10 до 20 (от 20 до 25 лет)
5  от 20 до 25 (свыше 25 лет)

Как видно из таблицы, указанная стимулирующая выплата установлена в завышенном по сравнению с Трехсторонним соглашением размере.

Кроме того, Примерным положением № 288 не указано от какого критерия устанавливается указанная выплата: от базового или от должностного оклада, что является коррупционным признаком.

Примерным Положением № 288 не предусмотрены такие стимулирующие выплаты, рекомендуемые Трехсторонним отраслевым соглашением по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2021 — 2023 годы, как:

  1. Организациям отрасли, имеющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, право использовать в своих наименованиях слово «олимпийский», «паралимпийский» и «сурдлимпийский» или образованные на их основе слова и словосочетания, рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу) в размере 15 процентов (пункт 5.26);
  2. Работникам организаций отрасли, связанным с работой с лицами с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу) в размере 20 процентов (пункт 5.27);
  3. Рекомендуется устанавливать тренерам стимулирующие выплаты в соответствии с требованиями к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки, определенными федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта (пункт 5.28).

На 2022 год Примерное положение не приведено в соответствие с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11.

  • Положение об оплате труда муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа Олимпийского резерва» утверждено Приказом по учреждению от 10.01.2019 № 3/1 (далее по тексту — Положение об оплате труда МБУ «СШОР») и вступило в силу с 01.01.2019 года.

По состоянию на 01.02.2022 года (на момент проведения проверки) в Положение об оплате труда МБУ «СШОР» вносилось семь изменений.

Статьей 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 указанного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Статьей 372 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Количество членов профсоюза в учреждении по годам составило:

в 2019 году – 54,5 процентов;

в 2020 году — 45,6 процентов;

в 2021 году — 45,2 процента.

Отсюда следует, что только в 2019 году необходимо было согласование  изменений в Положение об оплате труда МБУ «СШОР» с профсоюзным органом. Проверка изменений в Положение об оплате труда МБУ «СШОР» показала, что в одной редакции 2019 года не имеется согласования с первичной профсоюзной организацией учреждения, поэтому такие изменения применяться не могут. Это редакция от 25.09.2019 № 214.

Краткая характеристика изменений:

  1. первое внесение изменения было внесено Приказом от 25.09.2019 № 214 на основании постановления Администрации города Железногорска от 06.09.2019 № 1744 «Об индексации заработной платы работников муниципальных учреждений», которым размеры должностных окладов работников МБУ «СШОР»  проиндексированы с 1 октября 2019 года в 1,043 раза размера должностных окладов.

Приказом МБУ «СШОР» внесены изменения в приложения № 1- № 4, изложив их в новой редакции.

Указанными приложениями были проиндексированы минимальные базовые оклады (минимальные должностные оклады);

  • второе изменение принято Приказом от 17 сентября 2019 № 204/1 на основании постановления Администрации города Железногорска от 09.08.2019 № 1536 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска» и приказа Управления ФК иС от 12.08.2019 № 120 од.

В связи с принятием указанного постановления, в Положение об оплате труда МБУ «СШОР» внесено изменение, исключающее нормы о заработной плате руководителя, заместителя руководителя, и главного бухгалтера учреждения;

  • третье изменение принято Приказом МБУ «СШОР» от 16.03.2020 № 79-о/д на основании статьи 8 Трудового кодекса РФ, которым изменяется пункт 6.3 «Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет». Внесенное в пункт 6.3.2 Положения об оплате труда работникам МБУ «СШОР» изменение не соответствует пункту 7.3 Примерного положения № 288. Приказ от 16.03.2020 № 79-о/д вступил в силу с 01.04.2020;
  • четвертое изменение принято Приказом МБУ «СШОР» от 19.03.2020 № 85-о/д на основании статьи 8 Трудового кодекса РФ: Положение об оплате труда МБУ «СШОР», которым изменено приложение № 5, устанавливающее критерии оценки показателей интенсивности и результатов работы – ППК. Приложение дополнено должностью «Специалист по закупкам» с ППК = 5, и исключена должность «Спортсмен» с ППК = 1.

При этом в приложении № 5 остались позиции, которые не соответствуют Примерному положению № 288:

— «Специалист по охране труда» имеет более высокий ППК, чем в Примерном положении — 5 вместо 4;

— имеется должность «Главного инженера» с ППК=4,5, которого нет в Примерном положении № 288;

— должности «бухгалтер», «экономист» и «юрисконсульт» со статусом «ведущий», которого нет в Примерном положении № 288;

— «Программист» имеет более высокий ППК, чем в Примерном положении — 4 вместо 3;

— имеется должность «Секретарь — администратор» с ППК= 5, которой нет в Примерном положении № 288;

— «Инструктор по спорту» имеет более высокий ППК, чем в Примерном положении – 3 вместо 2;

— «Инструктор — методист» имеет более высокий ППК, чем в Примерном положении – 3,5 вместо 3;

5) пятое изменение Принято приказом МБУ «СШОР» от 16.10.2020 № 229 о/д на основании Приказа Управления физической культуры и спорта от 15.10.2020 № 214 од «О внесении изменений в приказ от 29.12.2018 № 288 од»  и постановления Администрации города Железногорска от 15.10.2020 № 1887 «Об индексации заработной платы работников муниципальных учреждений», которым проиндексированы должностные оклады МБУ «СШОР» с 1 октября 2020 года на 3 процента.

Изменены приложения № 1- № 4, изложив их в новой редакции.

В приложениях № 1- № 4 проиндексированы все минимальные базовые оклады, за исключением тренерского состава 3-го квалификационного уровня, базовые оклады которых остались неизменными и ниже рекомендованных Примерным положением № 288. Разница в окладах составила о 174,00 рублей до 241,00 рубля;

6) шестое изменение принято Приказом МБУ «СШОР» от 25.10.2021 № 214/1 л/с на основании Приказа УФКиС от 14.10.2021 № 186 од «О внесении изменений в приказ от 29.12.2018 № 288 од», основано на нормах Приказа Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» и Приказа Минспорта России от 20.08.2019 № 673 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика».

Приложение № 7 «Размеры стимулирующих выплат тренерам за подготовку спортсменов высокого класса, а также иным работникам учреждений за непосредственное участие в их подготовке» к Положению об оплате труда дополнено пунктом 5, регламентирующим устанавливать стимулирующую выплату к окладу, ставке заработной платы тренеру, в составе бригады, за участие в подготовке одного спортсмена (или команды), при наличии подтверждающих документов».

Размер выплаты тренеру в составе бригады устанавливается в процентном соотношении передавшего тренера принявшему.

Результативность деятельности отдельного тренера определяется по коэффициенту трудового участия каждого специалиста. Решение о размере коэффициента трудового участия каждого тренера принимается на заседании бригады и утверждается приказом руководителя.

Приложение вводится в действие с 01.10.2021 года.

Из норм о стимулирующих выплатах тренеру в составе бригады не установлено как именно определяется коэффициент участия тренера. Поэтому внесенное изменение несет высокие коррупционные риски и социальную напряженность среди тренерского состава;

7) последнее, седьмое изменение, в Положение об оплате труда МБУ «СШОР» внесено Приказом МБУ «СШОР» от 28.10.2021 № 220 л/с «О внесении изменений в Приказ от 10.01.2019 № 3/1 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва»» на основании постановления Администрации города Железногорска от 04.03.2021 № 404 «Об утверждении Методики определения штатной численности муниципальных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска, а также Приказа УФКиС от 21.10.2021 № 192 од.

Приказом изменены три приложения: 2, 3 и 5.

В приложении № 5 должности со статусом «ведущий» приведены в соответствие с замечаниями, указанными в Отчете № 8 от 19.07.20201 КСП г.Железногорска, а также исправлены иные должности в соответствие ЕКТС.

Кроме Положения об оплате труда МБУ «СШОР» действует Положение о бригадном методе работы тренеров муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа Олимпийского резерва», утвержденное Приказом МБУ «СШОР» от 26.08.2020 № 186 о/д (далее по тексту – Положение о бригадном методе работы), который принят на основании Приказа Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (далее по тексту – Приказ Минспорта № 999).

Положения о бригадном методе работы вступило в силу с 01.09.2020. На момент его утверждения норм о бригадном методе ни в Примерном положении об оплате труда Управления физической культуры и спорта, ни  в Положении об оплате труда МБУ «СШОР» не было. Норма о бригадном методе в указанных муниципальных правовых актах появилась только с 01.10.2021 года. Положение об оплате труда не содержит отсылочной нормы на Положение о бригадном методе. Само Положение о бригадном методе работы, его пункт 3.3., не соответствует пункту 21 Приказа Минспорта № 999.

3. Анализ оплаты труда работников МБУ «СШОР»

3.1 Анализ оплаты труда тренерского состава МБУ «СШОР» за 2019 и 2021 год

Штатным расписанием МБУ «СШОР» на 2021 год (с учетом изменений) предусмотрено 26,56 штатных единиц тренеров, в том числе 1 старший тренер.

Списочная численность тренерского состава в 2021 году составляла 26 человек, в том числе 4 внешних совместителя.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ оплаты труда тренерского состава МБУ «СШОР».

Согласно Положению об оплате труда МБУ «СШОР» система оплаты труда работников учреждения включает в себя оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного и стимулирующего характера (пункт 1 раздела 3).

Пунктом 1 раздела 4 Положения об оплате труда МБУ «СШОР» определено, что оплата труда тренеров производится исходя из тарифицируемой спортивной нагрузки.

Тарификационный список тренеров на 1 января 2021 г. утвержден приказом директора МБУ «СШОР» от 29.12.2020 № 264 о/д.

В течение 2021 года в связи с вносимыми изменениями в тарификацию тренерского состава утвержденный тарификационный список изменялся 8 раз, все утверждены приказами директора МБУ «СШОР».

Согласно тарификационному списку, заработная плата тренерского состава складывается из должностного оклада и стимулирующих выплат.

Должностной оклад рассчитан с учетом особенностей оплаты и нормирования труда тренерского состава, установленных в приложении № 6 к Положению об оплате труда работников МБУ «СШОР».

Тарификационным списком установлены следующие виды стимулирующих выплат:

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за высокие результаты работы;

выплаты за выслугу лет.

Согласно Положению об оплате труда работников МБУ «СШОР», стимулирующие выплаты устанавливаются решением руководителя учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами, предусмотренными на оплату труда работников учреждения (раздел 6).

Положением об оплате труда МБУ «СШОР» предусмотрена стимулирующая выплата за интенсивность работы.

Из пункта 1 раздела 6.1. Положения об оплате труда МБУ «СШОР» следует, что выплата за интенсивность работы устанавливается работнику с учетом показателей критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы и определяется ППК. Для тренера ППК установлен в размере 3 от оклада (Приложении № 5 к Положению об оплате труда МБУ «СШОР»).

Ни одному тренеру учреждения выплата за интенсивность работы не установлена.

Стимулирующую выплату за качество выполняемых работ получают 6 тренеров учреждения, из них три тренера по легкой атлетике и три тренера по футболу.

Согласно Положению об оплате труда работников МБУ «СШОР» (пункт 6.2. раздела 3), размер выплаты устанавливается в зависимости от опыта и достижений работников, имеющих почетные звания, государственные и ведомственные звания в процентах к должностному окладу и составляет 40 % и 20 %.

Выплаты за качество выполненных работ устанавливаются основным работникам учреждения по одному из имеющихся оснований, указанных в таблице 3.

Таблица 3

Основания и размер выплат за качество выполненных работ

Основания выплаты за качество выполненных работРазмер выплаты в процентах к должностному окладу, %
«Заслуженный тренер СССР», «Заслуженный тренер России», «Заслуженный мастер спорта СССР», «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный работник физической культуры РСФСР», «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», «Заслуженный учитель», «Гроссмейстер России», «Мастер спорта России международного класса», «Мастер спорта России международного класса», «Мастер спорта СССР международного класса»40
За ведомственные награды «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», «Отличник физической культуры и спорта», «Почетный работник общего образования Российской Федерации, «Отличник народного образования», «Отличник народного просвещения» или награжденные Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, Грамотой Министерства спорта РФ20

В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что начисление выплаты за качество выполненных работ производилось от оклада тренера, имеющего право на получение данной выплаты, а не от должностного оклада, как это определено пунктом 6.2. раздела 3 Положения об оплате труда работников МБУ «СШОР».

Должностной оклад рассчитывается по «подушевному» методу (пункт 6 раздела 3) и значительно выше оклада тренера, который рассчитывается пропорционально отработанному времени, но не должен превышать базовый оклад, предусмотренный Положением об оплате труда учреждения (пункт 5 раздела 3).

На основании тарификационного списка и информации об оплате труда тренерского состава МБУ «СШОР» за 2021 год произведен расчет суммы недополученной выплаты за качество выполненных работ индивидуально по каждому тренеру, получающему данный вид стимулирующей выплаты.

Общая сумма недополученной выплаты по всем тренерам составила 184531,50 рублей.

В среднем тренеры по виду спорта «легкая атлетика» получали в месяц выплат меньше на 1311,86 – 1465,7 рублей, тренеры по виду спорта «футбол» – на 2183,12 – 5384,02 рублей.

Выплата за высокие результаты работы в 2021 году установлены пяти тренерам по виду спорта «легкая атлетика».

По Положению об оплате труда МБУ «СШОР» выплата за высокие результаты работы устанавливается в зависимости от достигнутых спортивных результатов, за участие в подготовке спортсмена высокого класса.

Выплата устанавливается к окладу, ставке заработной платы работника за подготовку и (или) участие в подготовке спортсмена высокого класса, обучающегося в учреждении, работникам учреждения, непосредственно участвующим в процессе подготовки спортсмена высокого класса.

Размеры стимулирующих выплат за подготовку спортсменов высокого класса установлены в приложении № 7 к Положению об оплате труда МБУ «СШОР». В зависимости от статуса официального спортивного соревнования, занятого места или участия без учета занятого места размер стимулирующей выплаты для тренера за одного спортсмена составляет от 20 до 200 процентов.

Также в приложении № 7 к Положению об оплате труда МБУ «СШОР» определен срок и условия изменения размера стимулирующей выплаты. Стимулирующая выплата устанавливается с момента, показанного спортсменом спортивного результата или с начала финансового года сроком на один календарный год, а по международным спортивным соревнованиям до проведения следующих международных спортивных соревнований данного статуса (за исключением случаев их проведения в том же календарном году, в котором показан спортивный результат).

Размер стимулирующей выплаты увеличивается в случае, если в период действия стимулирующей выплаты спортсмен улучшил свой результат. В этом случае устанавливается новое исчисление срока действия стимулирующей выплаты.

Стимулирующая выплата не производится, если по истечении срока действия стимулирующей выплаты спортсмен не показал результат, предусмотренный приложением № 7.

В течение 2021 года на основании приказов учреждения от 25.02.2021 № 27 л/с, от 12.010.2021 № 208, № 209 л/с размер выплаты за высокие результаты работы, установленный тарификационным списком тренерского состава на 01.01.2021 изменялся.

В результате вносимых изменений в тарификационный список тренерского состава размер стимулирующей выплаты за высокие результаты работы изменился следующим образом:

тренеру А.Н.В. (К.Н.В.) уменьшен на 20 %;

тренеру Т.А.В увеличен на 16 %;

тренеру Т.М.С. увеличен на 360 %.

Анализ изменения стимулирующей выплаты за высокие результаты в 2021 году представлен в таблице 4.

Таблица 4

Анализ изменения стимулирующей выплаты за высокие результаты

Тренерский составВид спортаРазмер выплаты к окладу по тарификационному списку, %Сумма выплаты за год, рублей
на 01.01.2021на 01.03.2021на 01.09.2021на 01.10.2021
1234567
А.Н.В. (К.Н.В.)легкая атлетика4020202024129,15
О.Р.А.легкая атлетика40400015307,89
1234567
Т.А.В.легкая атлетика584574574600219049,62
Т.М.С.легкая атлетика40146146400122782,42
П.Л.И.легкая атлетика020002913,42
Итогоххххх384182,5

Выплаты тренерам О.Р.А. и П.Л.И. не предусмотрены в связи с увольнением.

Общая сумма выплат за высокие результаты в 2021 году составила 384182,5 рублей.

Согласно тарификационному списку стимулирующая выплата за выслугу лет установлена всем тренерам учреждения в следующих размерах:

10 % (стаж работы от 1 года до 5 лет) — 2 человека;

15 % (стаж работы от 5 до 10 лет) — 4 человека;

20 % (стаж работ от 10 до 15 лет) — 2 человека;

25 % (стаж работы свыше 15 лет) — 18 человек.

Положением об оплате труда МБУ «СШОР» установлен размер выплаты за непрерывный стаж, выслугу лет в процентах, но не определено к какому показателю: к базовому окладу, окладу или к должностному окладу, что указывает на коррупционные факторы, установленные подпунктом «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.

Фактически сумма выплаты за непрерывный стаж, выслугу лет в учреждении установлена к окладу тренера. Общая сумма произведённых в 2021 году выплат составила 310823,81 рублей.

Положением об оплате труда работников МБУ «СШОР» предусмотрены премиальные выплаты по итогам работы. Премирование работников осуществляются по решению руководителя учреждения в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда, формируемой за счет бюджетных ассигнований на оплату труда по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (часть 1 раздел 6.4.).

В соответствии с Положением об оплате труда работников МБУ «СШОР» на основании приказов директора МБУ «СШОР» от 20.12.2021 № 245 л/с, № 246 л/с работникам учреждения, в том числе и тренерскому составу выплачена единовременная премия за 4 квартал 2021 г. и по итогам работы за 2021 год.

Сумма премии за 4 квартал 2021 г., выплаченной тренерскому составу, равна двум окладам, по итогам работы 2021 года – одному окладу. Общая сумма стимулирующей выплаты в виде премии тренерскому составу в 2021 году составила 417308,5 рублей.

Общая сумма стимулирующих выплат тренерскому составу за 2021 год составила 1173895,53 рублей, из них:

— 384182,5 рублей – выплаты за высокие результаты или 32,7 процента

— 61580,72 рублей — за качество выполненных работ или 5,2 процента;

— 310823,81 рублей — за непрерывный стаж, выслугу лет или 26,5 процентов;

— 317308,5 рублей — премия по итогам работы или 35,6 процентов.

Согласно пункту 14 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 14.02.2017 № 502-5-РД (ред. от 17.12.2020) «Об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска» средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований бюджета города Железногорска, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. Объем средств на указанные выплаты из всех источников финансирования должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда.

Согласно информации, предоставленной МБУ «СШОР», объем средств на оплату труда работникам учреждения за 2021 год составил 19443294,89 рублей. Из них стимулирующие выплаты — 7364364,89 рублей или 37,8 процентов, что соответствует норме, установленной решением Железногорской городской Думы.

Однако, в отношении тренерского состава МБУ «СШОР» общий объем средств на оплату труда за 2021 год составил 8900249,54 рублей, из них стимулирующие выплаты — 1192565,11 рублей или 13,3 процента. Выплаты за достижения спортсменов высокого класса составили 366724,5 рублей или 31 процент от всех стимулирующих выплат тренерского состава.

Средняя заработная плата тренера по учреждению составила:

в 2019 году – 26,07 тыс. рублей;

в 2020 году – 27,04 тыс. рублей;

в 2021 году – 27,78 тыс. рублей.

На основании данных МБУ «СШОР» проанализирована среднемесячная заработная плата тренерского состава МБУ «СШОР» за период с 2019 по 2021 год.

Анализ показал, что среднемесячная заработная плата тренеров составляла (без внешних совместителей) в 2019 году от 2,71 тыс. рублей до 72,5 тыс. рублей, в 2020 году от 9,69 тыс. рублей до 84,34 тыс. рублей, в 2021 году от 2,76 тыс. рублей до 86,31 тыс. рублей.  Размер среднемесячной заработной платы зависит от количества ставок на одного тренера. В 2021 году на одного тренера приходилось от 0,33 до 1,5 ставок заработной платы.

По видам спорта среднемесячная заработная плата тренеров (без внешних совместителей) составляла:

в 2019 году

по легкой атлетике от 2,71 тыс. рублей до 72,50 тыс. рублей;

по футболу от 14,37 тыс. рублей до 42,56 тыс. рублей;

по волейболу от 22,85 тыс. рублей до 30,66 тыс. рублей;

по баскетболу от 31,84 тыс. рублей до 34,29 тыс. рублей.

в 2020 году

по легкой атлетике 12,75 тыс. рублей до 84,34 тыс. рублей;

по футболу от 9,69 тыс. рублей до 37,43 тыс. рублей;

по волейболу от 23,03 тыс. рублей до 32,29 тыс. рублей;

по баскетболу от 27,82 тыс. рублей до 34,42 тыс. рублей

в 2021 году

по виду спорта легкая атлетика от 6,95 тыс. рублей до 86,31 тыс. рублей;

по виду спорта футбол от 21,98 тыс. рублей до 49,02 тыс. рублей;

по виду спорта волейбол от 26,20 тыс. рублей до 28,81 тыс. рублей;

по виду спорта баскетбол от 26,20 тыс. рублей до 35,02 тыс. рублей;

по виду спорта регби — 2,76 тыс. рублей.

В анализируемом периоде размер среднемесячной заработной платы большей половины тренерского состава (2019 г. — 59 %, 2020 г.- 61 %, 2021 г. – 58 %) сложился выше уровня средней заработной платы по тренерскому составу учреждения в соответствующих годах.

На основании информации, предоставленной МБУ «СШОР», проведен анализ изменения среднемесячной заработной платы в разрезе квалификационной категории тренеров (таблица 5) за 2019 – 2021 годы.

Таблица 5

Анализ среднемесячной заработной платы тренерского состава МБУ «СШОР» в разрезе квалификационной категории тренеров за 2019-2021 годы

Квалификационная категорияКоличество человек в по видам спортаВсегоСредняя заработная плата, тыс. рублей
легкая атлетикафутболволейболбаскетболрегби
12345678
2019 год
высшая54111134,6
1 категория2311732,01
2 категория31419,30
без категории2245,26
2020 год
высшая831136,43
1 категория411631,05
2 категория1111421,94
без категории2354,78
2021 год
12345678
высшая831137,53
1 категория31430,63
2 категория1211525,16
без категории14163,60

Как видно из таблицы наблюдается ежегодный рост среднемесячной заработной платы тренеров, имеющих высшую и вторую категорию. Рост с 2019 по 2021 год составил 108,5 % и 130,4 % соответственно.

Среднемесячная заработная плата тренеров 1 квалификационной категории и не имеющих категорию ежегодно снижается. За период с 2019 по 2021 годы среднемесячная заработная плата данных категорий тренеров снизилась на 4,3 % и 31,6 % соответственно.

  • Анализ заработной платы тренеров по учреждениям города Железногорска, подведомственным Управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска за 2019-2021 годы

В ходе экспертно-аналитического мероприятия проведен сравнительный анализ заработной платы тренеров по учреждениям города Железногорска, подведомственным Управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска за 2019-2021 годы. Данные для сравнительного анализа предоставлены Управлением физической культуры и спорта.

Из предоставленной информации следует, что средняя заработная плата тренеров МБУ «СШОР» ниже заработной платы тренеров МБУ «СШОР Единоборств» и МБУ «СШ «Альбатрос» на 18-23,5 %.

Данные анализа представлены в таблице 6.

Таблица 6

Сравнительный анализ заработной платы тренеров по учреждениям города Железногорска, подведомственным Управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска

  Наименование учрежденияСреднесписочная численность тренерского состава, чел.Средняя заработная плата тренерского состава, тыс. рублей
 201920202021201920202021
МБУ «СШОР»26242426,0727,0427,78
МБУ «СШОР Единоборств»19191831,833,836,3
МБУ «СШ «Альбатрос»88633,3833,1631,81
Средняя заработная плата работников организаций Курской области в области культуры, спорта, организаций досуга *28,4229,232,72

*Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области (https://kursktat.gks.ru)

В 2019 году средняя заработная плата тренера МБУ «СШОР» на 5,73 тыс. рублей (18 %) меньше, чем в МБУ «СШОР Единоборств», на 7,31 тыс. рублей (21,9 %) меньше, чем МБУ «СШ «Альбатрос».

В 2020 году разница в средней заработной плате тренеров составила:

на 6,76 тыс. рублей (20 %) меньше, чем в МБУ «СШОР Единоборств»;

на 6,12 тыс. (18 %) меньше, чем в МБУ «СШ «Альбатрос».

В 2021 году разница в средней заработной плате тренеров составила:

на 8,52 тыс. рублей (23,5 %) меньше, чем в МБУ «СШОР Единоборств»;

на 4,03 тыс. (18,9 %) меньше, чем в МБУ «СШ «Альбатрос».

3.3. Расчет коэффициента текучести кадров МБУ «СШОР»

за период с 2019 по 2021 годы

Под «коэффициентом текучести кадров» (КТК) принято понимать отношение сотрудников, освобожденных от службы за отчетное время, к среднесписочному их количеству за тот же временной показатель.

Для оценки текучести кадров организации использована формула, установленная Методикой нематериальной мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденной Минтрудом России.

Из информации, представленной МБУ «СШОР», среднесписочное число сотрудников за указанный период составило:

в 2019 году —  65 человек, из них 26 тренера (40 %);

в 2020 году – 64 человека, из них 24 тренера (37,5 %);

в 2021 году – 62 человека, из них 24 тренера (39 %)

Произведенный расчет коэффициента текучести за период с 2019 года по 2021 год показал, что имеется рост коэффициента текучести с 26,2 в 2019 году, свыше 35 в 2020 и в 2021 году, что оценивается как негативный фактор, свидетельствующий о неудовлетворенности сотрудников какой-либо стороной жизни учреждения либо тем, что работники не устраивают руководство.

При этом, в 2020 году прекратил трудовые отношения по своей инициативе тренер 2 квалификационной категории, в 2021 году – прекратили трудовые отношения два тренера высшей квалификационной категории и три тренера без квалификационной категории.

Необходимо отметить, что срок увольнения директора П.Е.И перенесен с 12.02.2022 на 14.02.2022, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, т.к. в силу части 4 статьи 58 Трудового договора РФ при перенесении даты увольнения на следующий день трудовой договор становится бессрочным и увольнение должно быть по соответствующим основаниям. Поэтому имеются риски выплат из бюджета города за незаконное увольнение директора МБУ «СШОР» П.Е.И.

Кроме того, увольнение на два дня позже срока, установленного Приказом Управления физической культуры и спорта от 09.02.2022 года № 3од-к срока, привело к дополнительным расходам из бюджета города Железногорска в размере 2339,11 рублей.

  • Выводы:
    • Решение Железногорской городской Думы от 14.02.2017 № 502-5-РД (ред. от 17.12.2020) «Об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска» содержит внутреннее противоречие в пунктах 1 и 3, устанавливающих противоположные нормы, т.к. решением Железногорской городской Думы не установлены размеры окладов (должностных окладов), ставки заработной платы.
    • Примерное положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска, утвержденное приказом Управления физической культуры и спорта администрации города Железногорска от 29.12.2018 № 288 од (в последней редакции приказа от 21.10.2021 № 192 од) не соответствует таким нормативно-правовым актам, как:

— решение Железногорской городской Думы от 04.12.2008 № 125-4-РД (ред. от 20.06.2017) «Об утверждении Положения о дополнительных гарантиях социальной поддержки молодых специалистов муниципальных учреждений города Железногорска Курской области»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008№ 247н (ред. от 11.12.2008) «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих»

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.02.2012 № 165н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта»;

— приказ Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 05.04.2016 № 41679).

— Трехстороннее отраслевое соглашение по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2021 — 2023 годы,  утв. Минспортом России от 13.08.2021;

— Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11.

5.2. Особенности оплаты и нормирования труда тренерского состава,  установленные приложением № 6 к Примерному положению об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска(приказ от 29.12.2018 № 288 од), разработаны на основе недействующих Методических рекомендаций, которые отозваны Минспортом России по рекомендации Минюста России (письмо от 08.02.2018 № 01/17538-ЮЛ).

5.3. Система оплаты труда в виде Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска, направлена на стимулирование тренерского состава за достижения спортсменов в спорте высших достижений (приложение № 7), а не на реализацию полномочий, установленных вопросами местного значения городского округа статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

5.4. Положение об оплате труда муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа Олимпийского резерва», утвержденное Приказом по учреждению от 10.01.2019 № 3/1, принято в соответствие с Примерным положением, однако противоречит Приказу Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации», а также в отношении отдельных окладов не произведена индексация в соответствие с постановлением Администрации города Железногорска от 15.10.2020 № 1887 «Об индексации заработной платы работников муниципальных учреждений».

5.5. В целом по учреждению соблюдается норма о соотношении составных частей заработной платы, в частности, норма об объеме средств на стимулирующие выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, за 2021 год исполнение составило 37,8 процентов от объема средств на оплату труда (пункт 14 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 14.02.2017 № 502-5-РД (ред. от 17.12.2020)). Однако, в отношении тренерского состава МБУ «СШОР» стимулирующие выплаты составили 13,3 процента от общего объема средств на оплату труда тренеров за 2021 год. Причем, 31 процент от всех стимулирующих выплат тренерского состава занимают выплаты за достижения спортсменов высокого класса.

5.6. Долевое соотношение составных частей стимулирующих выплат тренерам за 2021 год составило:

— 35,6 процентов — премия по итогам работы;

— 32,7 процента – выплаты за высокие результаты;

— 26,5 процентов — за непрерывный стаж, выслугу лет;

— 5,2 процента — за качество выполненных работ;

— 0 процентов — выплата за интенсивность работы в виде персонально-повышающего коэффициента (ППК): выплата не производится.

         5.7. Сравнительный анализ заработной платы тренеров по учреждениям города Железногорска, подведомственным Управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска, показал, что средняя заработная плата тренерского состава МБУ «СШОР» ниже средней заработной платы работников организаций Курской области в области культуры, спорта, организаций досуга и развлечений (https://kursktat.gks.ru), а также самая низкая среди учреждений города Железногорска, подведомственных Управлению физической культуры и спорта Администрации города Железногорска.

5.8. Анализ средней заработной платы тренеров в зависимости от квалификационной категории за период  с 2019 года по 2021 год показал, что наблюдается ежегодный рост среднемесячной заработной платы тренеров, имеющих высшую и вторую категорию. Рост с 2019 по 2021 год составил 108,5 % и 130,4 % соответственно.

Среднемесячная заработная плата тренеров 1 квалификационной категории и не имеющих категорию ежегодно снижается. За период с 2019 по 2021 годы среднемесячная заработная плата данных категорий тренеров снизилась на 4,3 % и 31,6 % соответственно.

5.9. Положение о бригадном методе работы тренеров муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа Олимпийского резерва», утвержденное Приказом МБУ «СШОР» от 26.08.2020 № 186 о/д не соответствует пункту 21 Приказа Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации».

5.10. Высокий коэффициент текучести в МБУ «СШОР» в период с 2019 года по 2021 году оценивается как негативный фактор, свидетельствующий о неудовлетворенности сотрудников в работе учреждения.

6. Предложения:

6.1. Устранить нормы, имеющие коррупционные признаки в следующих муниципальных правовых актах:

— решение Железногорской городской Думы решение Железногорской городской Думы от 14.02.2017 № 502-5-РД (ред. от 17.12.2020) «Об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска»;

— Примерное положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска(приказ от 29.12.2018 № 288 од);

— Положение об оплате труда муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа Олимпийского резерва» (Приказ от 10.01.2019 № 3/1 с последующими изменениями).

6.2. Привести Примерное положение об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Управлению физической культуры и спорта администрации города Железногорска и Положение об оплате труда муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа Олимпийского резерва» в соответствие с Трехсторонним отраслевым соглашением по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2021 — 2023 годы (утв. Минспортом России, Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации», Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциация работодателей в сфере физической культуры, спорта, фитнес и спортивной индустрии» 13.08.2021) и с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11.

При разработке указанных муниципальных правовых актов учесть нормы пункта 19 части 1 статьи 16, пункта 17 части 1 статьи 16.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и  части 4 статьи 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

6.3. Рассмотреть вопрос о принятии мер ответственности к должностным лицам, ответственным за принятие приказа Управления ФКиС об увольнении директора МБУ «СШОР» с бюджетными рисками и ущербом для МБУ «СШОР» в размере 2339,11 рублей.

6.4. МБУ «СШОР»:

1) привести нормы об индексации минимального базового оклада работников физической культуры и спорта 3-го квалификационного уровня (Приложение № 1 Положения об оплате труда работников МБУ «СШОР») в соответствие с постановлением Администрации города Железногорска от 15.10.2020 № 1887 «Об индексации заработной платы работников муниципальных учреждений»;

2) привести Положение об оплате труда муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа Олимпийского резерва», утвержденное Приказом по учреждению от 10.01.2019 № 3/1 (с последующими изменениями) в соответствие:

а) с Приказом Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации»;

б) с федеральными стандартами по видам спорта;

в) с решением Железногорской городской Думы от 04.12.2008 № 125-4-РД (ред. от 20.06.2017) «Об утверждении Положения о дополнительных гарантиях социальной поддержки молодых специалистов муниципальных учреждений города Железногорска Курской области»;

3) отменить Положение о бригадном методе работы тренеров муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа Олимпийского резерва», утвержденное Приказом МБУ «СШОР» от 26.08.2020 № 186 о/д, как не соответствующее Приказу Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации».

Руководитель экспертно-аналитического мероприятия                             Э.П.  Васильева

Контрольно-счётная палата города
Железногорска Курской области

Контактная информация

Россия, Курская область
г.Железногорск
Рокоссовского, 56

kspzhel@mail.ru

+7 (47148) 7-71-14