Отчет о результатах экспертно – аналитического мероприятия по внешней проверке целевого использования бюджетных средств, выделенных МУП «Гортеплосеть» на увеличение уставного капитала | Контрольно-счётная палата

Отчет о результатах экспертно – аналитического мероприятия по внешней проверке целевого использования бюджетных средств, выделенных МУП «Гортеплосеть» на увеличение уставного капитала

Основание для проведения мероприятия: пункт 6 раздела II Плана работы Контрольно-счетной палаты города Железногорска, утвержденный распоряжением председателя КСП от 20 декабря 2013 г. № 130 (в редакции от 09.01.2013 г. № 1; от 18.03.2013 г. № 20), распоряжение председателя Контрольно-счётной палаты города Железногорска от 08 апреля 2013 г. № 26 «О проведении экспертно-аналитического мероприятия по внешней проверке целевого использования бюджетных средств, выделенных МУП «Гортеплосеть» на увеличение уставного капитала».

Предмет мероприятия:

1. Устав МУП « Гортеплосеть».

2. Финансовая и бухгалтерская отчетность.

3. Первичные документы, регистры бухгалтерского учета.

Цель мероприятия: формирование мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих состояние уставного капитала, и соответствии методологии его учета нормативным актам.

Объект мероприятия: муниципальное унитарное предприятие «Гортеплосеть».

Исследуемый период: 2011 год, 2012 год, 1 квартал 2013 год.

Срок проведения мероприятия: с 11 апреля 2013 года по 19 апреля 2013 года.

Результаты мероприятия:

Краткая информация об объекте мероприятия:

Муниципальное унитарное предприятие «Гортеплосеть» (далее по тексту — Предприятие) создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Собственником имущества Предприятия является муниципальное образование «город Железногорск» Курской области. От имени муниципального образования права собственника имущества осуществляет администрация города Железногорска.

Для осуществления деятельности Предприятию передано имущество на праве хозяйственного ведения.

Предприятие является юридическим лицом. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 602 от 30.06.1993 г. за основным государственным регистрационным номером 1024601218300.

Место нахождения Предприятия: Курская область, город Железногорск, ул. Мира, д. 50.

В ходе проведения экспертно – аналитического мероприятия  установлено следующее.

Увеличение уставного фонда предприятия регламентируется статьей 14 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

1. Соответствие размера уставного фонда данным учредительных документов и законодательству Российской Федерации.

Учредительным документом Предприятия является устав. Устав Предприятия в новой редакции утвержден постановлением администрации города Железногорска от 16.05.2011 г. № 970 «Об утверждении устава муниципального унитарного предприятия «Гортеплосеть».

Согласно пункту 3.1 Устава размер уставного фонда Предприятия составлял 1765 164 рубля.

Согласно Реестру муниципального имущества города Железногорска на 01.01.2012 г. размер уставного фонда — 1765 164 рубля.

Решением Железногорской городской Думы от 12 июля 2012 года № 27-5-РД «О согласовании увеличения уставного фонда муниципальных унитарных предприятий муниципального образования «город Железногорск» Курской области» согласовано увеличение уставного фонда Предприятия на 60 000 000 рублей за счет дополнительно полученных доходов бюджетом города Железногорска.

Администрацией города Железногорска было принято постановление от 26.07.2012 г. № 1782 «Об увеличении уставного фонда МУП «Гортеплосеть». Согласно пункту 1 указанного постановления уставной фонд Предприятия увеличен на 60 000 000 рублей.

Пунктом 2 указанного постановления дано поручение начальнику управления экономики и прогнозирования администрации города Железнгорска С. В. Новикову провести проверку представленных бухгалтерских данных и отчетности МУП «Гортеплосеть» на соответствие возможности увеличения уставного фонда.

Пункт 1 вышеуказанного постановления противоречит пункту 2, так как  дает распоряжение на увеличение уставного фонда МУП «Гортеплосеть» до проведения управлением экономики и прогнозирования администрации города проверки представленных бухгалтерских данных и отчетности МУП «Гортеплосеть» на соответствие возможности увеличения уставного фонда и независимо от полученных результатов.

Пунктом 3 постановления администрации города Железногорска от 26.07.2012 г. № 1782 «Об увеличении уставного фонда МУП «Гортеплосеть» дано поручение начальнику Управления финансов В.И. Стекачеву предусмотреть выделение из бюджета города Железногорска денежных средств в сумме 60 000 000 рублей за счет дополнительно полученных доходов на увеличение уставного фонда МУП «Гортеплосеть».

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» проверку бухгалтерских данных и отчетности МУП «Гортеплосеть» на соответствие возможности увеличения уставного фонда необходимо было провести до принятия решения об увеличении уставного фонда.

Управлением экономики и прогнозирования направлено письмо от 27.07.2012 г. № Н/ОЦТ-172 в адрес главы города Железногорска о результатах проверки представленных бухгалтерских данных и отчетности МУП «Гортеплосеть» на соответствие возможности увеличения уставного фонда, которым установлено, что возможный (максимально допустимый) размер увеличения уставного фонда МУП «Гортеплосеть» составляет 116021 тыс. руб.

Решением Железногорской городской Думы от 27.07.2012 г. № 38-5-РД «О внесении изменений в решение Железногорской городской Думы «О бюджете города Железногорска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» было дано право администрации г.Железногорска направить бюджетные ассигновании в качестве взноса в уставный капитал муниципального унитарного предприятия на 2012 год в сумме 60 000 000 рублей. Денежные средства в сумме 60 000 000 рублей были предусмотрены по целевой статье расходов  092 05 00  «Взнос в уставный капитал муниципальным предприятиям» по виду расхода 422 «Бюджетные инвестиции в объекты муниципальной собственности муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения» (приложение № 11 к решению Думы).

Ни решением Железногорской городской Думы, ни постановлением администрации города Железногорска цель бюджетных инвестиций не определена.

Не установлен также муниципальным нормативным правовым актом Порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности в решении о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи, что является нарушением пункта 4 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно Приказу Управления финансов администрации города Железногорска от 26.09.2011 г. № 25 «Об утверждении детализации кодов классификации операций сектора государственного управления на 2012 год» (в редакции Приказа от 19.07.2012 г. № 29) по данному элементу (вид расхода классификации местного бюджета — 422) отражаются расходы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности органов местного самоуправления в форме капитальных вложений в имущество муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Решение Железногорской городской Думы от 27.07.2012 г. № 38-5-РД «О внесении изменений в решение Железногорской городской Думы «О бюджете города Железногорска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» вступило в силу со дня его официального опубликования в газете «Железногорские новости» 02 августа 2012 года (газета «Железногорские новости» № 8 (спецвыпуск)).

Согласно платежному поручению № 834 от 27 июля 2012 года денежные средства в размере 55 000 000 рублей были перечислены со счета Администрации города в УФК по Курской области на счет МУП «Гортеплосеть» в ОАО «Курскпромбанк» 40702810800100001078 с назначением платежа: «(600-0412-0920500-422-530 л/с 03443008060) Увеличесние уставного фонда за счет дополнительно полученных доходов бюджетом города Железногорска согл. реш. Думы от 27.07.12 г. № 38-5-РД». Отсюда следует, что основная часть суммы для увеличения уставного фонда была перечислена до вступления в силу решения Железногорской городской Думы от 27.07.2012 г. № 38-5-РД «О внесении изменений в решение Железногорской городской Думы «О бюджете города Железногорска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», что является нарушением ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 9 Положения о бюджетном процессе в городе Железногорске, т.к. правового основания для перечисления указанных средств до 2 августа 2012 года у администрации города Железногорска не было.

Денежные средства в сумме 5 000 000 рублей были перечислены со счета Администрации города Железногорска в УФК по Курской области на счет МУП «Гортеплосеть» в ОАО «Курскпромбанк» 31.08.2012 г. согласно платежному поручению № 962.

Во исполнение пункта 5 постановления администрации города Железногорска от 26.07.2012 г. № 1782 «Об увеличении уставного фонда МУП «Гортеплосеть» на основании постановления администрации города Железногорска от 06.08.2012 г. № 1889 «О внесении изменений в устав муниципального унитарного предприятия «Гортеплосеть» муниципального образования «город Железногорск» Курской области» были внесены изменения в устав Предприятия, касающиеся размера уставного фонда. Изменения, внесенные в устав Предприятия в связи с увеличением уставного фонда прошли государственную регистрацию: Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (серия 46 № 001656873).

Постановление администрации города Железногорска от 06.08.2012 г. № 1889 «О внесении изменений в устав муниципального унитарного предприятия «Гортеплосеть» принято с нарушением пункта 4 статьи 14 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», согласно которому решение о внесении соответствующих изменений в устав предприятия принимает собственник имущества одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда муниципального предприятия.

Государственная регистрация изменений, вносимых в устав Предприятия в связи с изменением размера уставного фонда, является основанием для отражения величины уставного фонда муниципального предприятия в бухгалтерском балансе. В соответствии с п. 67 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н, в бухгалтерском балансе отражается величина уставного фонда, зарегистрированная в учредительных документах муниципального унитарного предприятия.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 24 августа 2012 года № 693 размер уставного фонда Предприятия составил 61765164 рубля.

В соответствии со сведениями из реестра муниципального имущества города Железногорска на 01.01.2013 года размер уставного фонда Предприятия составил 61765,0 тыс. руб.

2. Обоснованность увеличения уставного фонда

В соответствии с ч. 3 ст.14 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Увеличение уставного фонда на 60000000 руб. не противоречит размеру возможного (максимально допустимого) увеличения уставного капитала, определенного ч. 3 ст.14 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161 –ФЗ.

3. Оценка правильности отражения в бухгалтерском учете формирования уставного фонда.

Денежные средства на увеличение уставного фонда были направлены Администрацией города Железногорска на счет МУП «Гортеплосеть» в ОАО «Курскпромбанк» в сумме 55000000 руб. в июле 2012 года (платежное поручение от 27.07.2012 г. № 834) и в августе в сумме 5000000 руб. (платежное поручение от 31.08.2012 г. № 962). Общая сумма перечисленных денежных средств составила 60000000 руб. Поступление данных денежных средств прослеживается по оборотно — сальдовым ведомостям МУП «Гортеплосеть» по счетам 75, 80.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, обобщение информации о состоянии и движении уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда) организации производится на счете 80 «Уставный капитал» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями».

Увеличение уставного капитала отражается в бухгалтерском учете только после государственной регистрации изменений в учредительных документах. Отражение в бухгалтерском учете увеличения уставного фонда до 24.08.2012 годаявляется нарушением данной Инструкции.

4. Наличие кредиторской и дебиторской задолженности на 01.01.2011 г. на 01.01.2012 г., на 01.01.2013 г. и причины образования.

Анализ данных годовой бухгалтерской отчетности МУП «Гортеплосеть» за 2011-2012 годы показал ежегодный рост кредиторской задолженности предприятия. Так на 31.12.2010 г. кредиторская задолженность предприятия составляла 128340 тыс. рублей; на 31.12.2011 г. — 166 464 тыс. рублей, что на 38124,0 тыс. рублей больше чем за 2010 год; на 31.12.2012 г.- 188135 тыс. рублей, что на 21681 тыс. рублей больше чем за 2011 год.

Основная доля кредиторской задолженности Предприятия сложилась перед ООО «Газпром межрегионгаз Курск» за поставку природного газа. На 31.12.2011 г. кредиторская задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Курск» составила 95 897,1 тыс. рублей или 57 % от общей кредиторской задолженности; на 31.12.2012 г. – 117090,5 тыс. рублей или 62,2% от общей кредиторской задолженности.

За 1 квартал 2013 года кредиторская задолженность Предприятия перед ООО «Газпром межрегионгаз Курск» составила 145564,7 тыс. рублей.

Рост кредиторской задолженности Предприятия обусловлен ростом дебиторской задолженности.

Согласно годовой бухгалтерской отчетности МУП «Гортеплосеть» на 31.12.2010 г. дебиторская задолженность за теплоэнергию и горячее водоснабжение составила 188229,0 тыс. рублей, на 31.12.2011 г. дебиторская задолженность составила 248959,0 тыс. рублей, на 31.12.2012 г. дебиторская задолженность составила 312462,0 тыс. рублей. Основная доля дебиторской задолженности приходится на управляющие компании (далее – УК) и товариществ собственников жилья (далее – ТСЖ).

Задолженность УК и ТСЖ перед МУП «Гортеплосеть» стабильно увеличивается:

— рост дебиторской задолженности за 2011 год составил – 59833,0 тыс. рублей или на 35,8 % по сравнению с 2010 годом;

— рост дебиторской задолженности за 2012 год составил – 23420,3 тыс. рублей или на 9,4 %  по сравнению с 2011 годом.

В целях взыскания дебиторской задолженности с УК и ТСЖ МУП «Гортеплосеть» проводит претензионную работу через Арбитражный суд Курской области, привлекает коллекторские фирмы.

Анализ кредиторской и дебиторской задолженностей показывает, что дебиторская задолженность превышает кредиторскую.

Таким образом, Предприятие не может рассчитаться с кредиторами из-за неплатежей своих должников.

Выводы:

1. Бухгалтерская отчетность и учредительные документы МУП «Гортеплосеть» достоверно отображают увеличение уставного фонда на 60 млн. рублей.

2. Пункт 1 постановления администрации города Железногорска от 26.07.2012 г. № 1782 «Об увеличении уставного фонда МУП «Гортеплосеть» противоречит пункту 2 указанного постановления и пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

3. Решением Железногорской городской Думы от 27.07.2012 г. № 38-5-РД «О внесении изменений в решение Железногорской городской Думы «О бюджете города Железногорска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» и постановлением администрации города Железногорска от 26.07.2012 г. № 1782 «Об увеличении уставного фонда МУП «Гортеплосеть» не определена цель бюджетных инвестиций.

4. Не разработан муниципальный нормативный правовой акт о порядке отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности в решении о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи, что является нарушением пункта 4 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ.

5. Основная часть бюджетных средств (55 млн. руб.) для увеличения уставного фонда перечислена МУП «Гортеплосеть» до вступления в силу решения Железногорской городской Думы от 27.07.2012 г. № 38-5-РД «О внесении изменений в решение Железногорской городской Думы «О бюджете города Железногорска на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», что является нарушением ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 9 Положения о бюджетном процессе в городе Железногорске.

6. Постановление администрации города Железногорска от 06.08.2012 г. № 1889 «О внесении изменений в устав муниципального унитарного предприятия «Гортеплосеть» принято с нарушением пункта 4 статьи 14 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», согласно которому решение о внесении соответствующих изменений в устав предприятия принимает собственник имущества одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда муниципального предприятия.

7. Согласно бухгалтерскому учету уставной фонд МУП «Гортеплосеть» увеличен на 60 млн. рублей. Увеличение уставного фонда на 60 млн. рублей не противоречит размеру возможного (максимально допустимого) увеличения уставного капитала, определенного ч. 3 ст.14 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161 –ФЗ.

8. Увеличение уставного фонда в бухгалтерском учете отражено с нарушением Приказа Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 08.11. 2010 г) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», согласно которому увеличение уставного капитала отражается в бухгалтерском учете записью по кредиту счета 80 и дебету счета 75 только после государственной регистрации изменений в учредительных документах.

9. В 2011- 2012 годах наблюдается рост кредиторской задолженности предприятия. Основная доля кредиторской задолженности Предприятия сложилась перед ООО «Газпром межрегионгаз Курск» за поставку природного газа.

Размер кредиторской задолженности на 31.12.2012г. составляет 188135 тыс. рублей.

Рост кредиторской задолженности Предприятия обусловлен стабильным увеличением дебиторской задолженности.

Основная доля дебиторской задолженности приходится на управляющие компании и товариществ собственников жилья.

Размер дебиторской задолженности на 31.12.2012г. составляет 312462,0 тыс. рублей

Дебиторская задолженность превышает кредиторскую на 124327 тыс. рублей.

Руководитель

экспертно-аналитического                                                              Э.П.Васильева

мероприятия                                                                        

Контрольно-счётная палата города
Железногорска Курской области

Контактная информация

Россия, Курская область
г.Железногорск
Рокоссовского, 56

kspzhel@mail.ru

+7 (47148) 7-71-14