На основании пункта 5 раздела II Плана работы Контрольно-счётной палаты города Железногорска на 2018 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ выполнения доходной части бюджета города Железногорска с предложениями по повышению наполняемости доходной части, в том числе увеличение налогового потенциала бюджета города Железногорска».
Анализ структуры собственных доходов бюджета города Железногорска 2018 года показывает, что межбюджетные трансферты превышают налоговые доходы бюджета практически в два раза (58,8 % против 28,7 %).
Рассматривая налоговый потенциал бюджета города Железногорска, установлено, что Железногорской городской Думой утверждены налоговые льготы только на земельный налог. По налогу на имущество физических лиц льготы установлены федеральным законодательством.
Сумма выпадающих доходов бюджета города Железногорска в связи с предоставлением налоговых льгот составила:
в 2015 году – 94,4 млн. рублей;
в 2016 году – 90,28 млн. рублей;
в 2017 году – 103,01 млн. рублей.
Земельный налог
Ежегодно наибольшая доля налоговых льгот приходится на земельный налог, которая составляет более 50%.
При этом сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет города Железногорска, ежегодно уменьшается и составляет:
в 2015 году — 361,9 млн. рублей;
в 2016 году – 314,32 млн. рублей;
в 2017 году – 306,89 млн. рублей.
Сумма выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по земельному налогу составила:
в 2015 году – 54,94 млн. рублей (из них — 90,8 процентов — местные льготы);
в 2016 году – 48,61 млн. рублей (из них — 87,6 процента — местные льготы);
в 2017 году – 60,39 млн. рублей (из них — 74 процента — местные льготы).
В результате предоставления федеральных льгот по земельному налогу в 2017 году потери бюджета города Железногорска в 2017 году составили 15,9 млн. рублей.
Между тем, установленные решением Железногорской городской Думы от 27.10.2005 г. № 194-3-РД «О введении на территории муниципального образования «город Железногорск» земельного налога» льготы по земельному налогу носят социальный характер и направлены на социальную поддержку населения города Железногорска, а также на снижение налоговой нагрузки муниципальных учреждений и муниципальных казенных предприятий города Железногорска, обеспечивающих выполнение функциональных задач в интересах населения города.
По данным годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета города Железногорска за 2017 год (форма 0503169 консолидированная) общая сумма дебиторской задолженность по земельному налогу составляла:
на 1.01.2017 г. – 22,65 млн. рублей;
на 1.01.2018 г. – 19,93 млн. рублей и является просроченной.
(за 2016 год дебиторской задолженности по земельному налогу в сумме 22,65 млн. рублей не имеется.)
Налог на имущество физических лиц
Налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц полностью установлены федеральным законодательством.
Установленные льготы по налогу на имущество физических лиц также носят социальный характер и направлены на социальную поддержку населения.
Основная доля выпадающих доходов приходится на льготу физическим лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая составляет 76 %.
Сумма налога на имущество физических лиц, не поступившая в бюджет города Железногорска в связи с предоставлением льгот, составила:
в 2015 году – 39,2 млн. рублей;
в 2016 году – 41,67 млн. рублей;
в 2017 году – 42,62 млн. рублей.
Имеется рост выпадающих доходов бюджета города Железногорска: в 2016 году — 6,3 % (2470 тыс. рублей), в 2017 году – 2,2 % (941 тыс. рублей).
Сумма выпадающих доходов по налогу на имущество физических лиц в 2017 году в 3,5 раза больше суммы налога, подлежащего уплате в бюджет города Железногорска.
Кроме того, по данным годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета города Железногорска за 2017 год (форма 0503169 консолидированная) сумма дебиторской задолженности по налогу на имущество физических лиц составляла:
на 1.01.2017 г. – 17,39 млн. рублей;
на 1.01.2018 г. – 3,46 млн. рублей и является просроченной.
Дебиторская задолженность по налогу на имущество физических лиц составляет 38 % от суммы налога поступившего в бюджет города Железногорска в 2017 году.
Наличие просроченной дебиторской задолженности по налогу на имущество физических лиц, приводит к уменьшению и без того незначительных доходов по налогу на имущество физических лиц в бюджете города Железногорска, доля которых в 2017 году составила 1,3 % в общих налоговых доходах бюджета города Железногорска.
Неналоговые доходы
Анализ неналоговых доходов показал, что объем поступивших в бюджет города Железногорска неналоговых доходов имеет рост неналоговых доходов:
в 2015 году 298,52 млн. рублей;
в 2016 году 301,54 млн. рублей;
в 2017 году 317,29 млн. рублей;
Рост неналоговых доходов составил:
в 2016 году – 1 процент;
в 2017 году – 5,2 процента.
Удельный вес неналоговых доходов в общих доходах города Железногорска составил:
в 2015 году – 14,1 процентов;
в 2016 году – 14,1 процентов;
в 2017 году – 13,6 процентов;
Наибольшая доля в структуре неналоговых доходов бюджета города Железногорска приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и находится в диапазоне от 36,5 до 43,5 процентов.
Общая сумма дебиторской задолженности по неналоговым доходам на 1.01.2018 года составила 75,1 млн. рублей, из них просроченная дебиторская задолженность 74 %. В 2017 году дебиторская задолженность по неналоговым доходам выросла на 24 процента.
Наибольшая доля приходится на задолженность от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, которая 1.01.2018 года составляет 81 процент.
Практически вся дебиторская задолженность от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, является просроченной (91,4 процента).
Рост дебиторской задолженности по неналоговым доходам указывает на несвоевременность и недостаточность принимаемых мер по ее недопущению и взысканию.
Наиболее значительным потенциальным резервом увеличения доходной части бюджета является погашение задолженности по уплате неналоговых платежей.
По результатам выполнения программы приватизации в бюджет города Железногорска за 2015 — 2017 годы поступило 1,5 млн. рублей.
Удельный вес доходов от реализации программы приватизации муниципального имущества в общем объеме доходов от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности незначительный и составляет в 2015 году 1 процент, в 2016 году 1,9 процента, в 2017 году 0,4 процента.
В результате исключения из программы приватизации объектов муниципальной собственности по причине несостоявшихся открытых аукционов прогнозный объем поступлений в бюджет города Железногорска уменьшен в 2015 году на 3,02 млн. рублей, в 2016 году на 0,7 млн. рублей, в 2017 году 1,3 млн. рублей. Данный факт говорит об отсутствии спроса на реализуемое муниципальное имущество.
За исследуемый период наблюдается снижение поступлений в бюджет города Железногорска административных платежей и сборов. Темп снижения доходов в 2016 году составил 11,8 процентов, в 2017 году — 3,3 процента.
В состав данного вида дохода бюджета города Железногорска входит плата по договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена.
По договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, на конец 2017 года сумма недоимки составила 347,80 тыс. рублей.
По результатам работы с должниками, проведенной Управлением архитектуры и градостроительства, в первом полугодии 2018 года погашена задолженность в сумме 203,80 тыс. рублей. Оставшаяся дебиторская задолженность в сумме 144,0 тыс. рублей признана безнадежной к взысканию и списана в первом полугодии 2018 года.
В бюджеты городских округов подлежат зачислению суммы двенадцати видов денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, установленных статьей 46 Бюджетного кодекса РФ, администрируемых различными органами государственной власти.
Контрольно-счетной палатой города Железногорска были направлены запросы 11 главным администраторам с просьбой предоставить информацию о суммах денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, администрируемом каждым из уполномоченных органов за 2015, 2016, 2017 годы. Из 11 администраторов ответы предоставили 7 администраторов. Из указанных 7 администраторов 5 администраторов не осуществляют начисление и учет денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации.
Для оценки финансового состояния бюджета города Железногорска использовано пять групп показателей, касающихся доходной части бюджета.
Представленные показатели позволяют оценить финансовое состояния бюджета города Железногорска и не затрагивают вопросов эффективности, результативности и целевого использования средств.
Коэффициент наличия дополнительных средств бюджета города Железногорска характеризует долю профицита бюджета в его расходах. Для расчета показателя использованы фактически исполненные показатели бюджета. В 2015 и 2016 году этот коэффициент нулевой, в 2017 году он составил 9 процентов.
Анализ финансовой независимости бюджета города Железногорска показывает, что доходные источники меньше чем наполовину сформированы из налоговых и неналоговых платежей. Налоговые доходы города составляют 30 % всех доходных источников, местные налоги формируют бюджет на 15 %. В то же время значение данных показателей подтверждает, что местные налоги не играют необходимой бюджетообразующей роли, а коэффициент за ряд лет показывает, что имеется стабильная тенденция к снижению значения местных налогов в налоговых доходах бюджета города Железногорска.
Значение коэффициента общей финансовой зависимости подтверждает, что бюджет города более чем на 53 % зависим от областного бюджета. Коэффициент прямой финансовой помощи показывает, что из бюджета субъекта на выравнивание бюджетной обеспеченности и софинансирование социально значимых расходов поступает от 17 % в 2015 году до 24 % в 2017 году от общего объема собственных доходов бюджета города. Увеличивающийся ежегодно коэффициент общей финансовой зависимости говорит об увеличивающейся финансовой зависимости местных органов власти от решений федеральных и региональных органов власти.
Коэффициент качества финансовой помощи говорит о высоком качестве управления муниципальными финансами в Железногорске. Однако за последние три года прослеживается тенденция к ухудшению качества финансовой помощи. Это подтверждается значением коэффициента качества финансовой помощи (90 % в 2017 году против 100 % в 2015 году), который показывает, что большая часть средств, выделяемых из областного бюджета, поступает не в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а на реализацию региональной политики на территории муниципалитета в виде субвенций на софинансирование социальных проектов.
Значения коэффициентов бюджетной устойчивости города Железногорска отражают сложившуюся негативную тенденцию снижения степени покрытия текущих расходов. Налоговые и неналоговые доходы покрывают текущие расходы только менее чем наполовину, покрытие совокупными доходами говорит о высокой устойчивости, однако превышает показатель 1 только в 2017 году, местные налоги покрывают только от 15 % до 17 % расходов на текущие нужды города.
показатели долговой зависимости муниципального образования
Анализ показателей данной группы в городе Железногорске свидетельствует о незначительном росте долговой муниципальной зависимости. Соотношение муниципального долга и доходных источников (без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) увеличилось на 0,1 %, соотношение муниципального долга и общей суммы расходов бюджета незначительно возросло, расходы по обслуживанию долга выросли на 0,37 % в 2017 году и продолжает расти в 2018 году. Все показатели находятся в рамках, разрешенных бюджетным законодательством Российской Федерации. Долговая нагрузка возросла на 78,85 в 2017 году по отношению к 2016 году на каждого жителя. В 2018 году ожидается увеличение долговой нагрузки на одного жителя города Железногорска в 3,5 раза по отношению к 2017 году.
В анализе приведены данные о подушевых налоговых и неналоговых доходах жителей Железногорска: самое низкое значение приходится на 2016 и 2018 год.
Исследуемый период Объем налоговых и неналоговых доходов, в руб. Количество жителей города, чел. Подушевой доход на одного жителя, руб. на чел.
2015 год 984445347,95 98 756 9968,46
2016 год 952857438,66 99 683 9558,88
2017 год 1025221360,11 100 671 10183,88
2018 год 959844972,28 100 740 9527,94
По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлены укрупненно три основные проблемы формирования доходной части бюджета города Железногорска:
1. Низкий налоговый потенциал в результате большого объема налоговых федеральных и местных льгот и отсутствия в рамках межбюджетного регулирования дополнительных нормативов отчислений;
2. Высокая дебиторская задолженность по неналоговым поступлениям и недостаточность действий органов местного самоуправления по ее взысканию. 3. Неэффективное администрирование доходных источников бюджета федеральными и государственными органами власти, не заинтересованными в пополнении доходов местных бюджетов (отсутствие начислений и учета).