(одобрен Коллегией Контрольно-счетной палаты города Железногорска (решение № 31 от 30.11.2020), утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты города Железногорска от 01 декабря 2020 г. № 85)
Курская область Железногорск
2020 год
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального аудита (контроля) СМА 1 «Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита» разработан на основании Стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 «Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита» (далее — Стандарт) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее — Закон № 6-ФЗ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов внешнего муниципального финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой города Железногорска Курской области (далее – КСП).
1.2. Стандарт предназначен для методологического обеспечения реализации функции КСП по проверке и анализу эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего муниципального аудита (контроля) (часть 2 статьи 157, статья 270.2 Бюджетного кодекса) в части проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета (далее — главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств).
1.3. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур по подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита.
1.4. Стандарт устанавливает цели, задачи, предмет проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, мероприятия по подготовке к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, а также содержит положения об оценке внутреннего финансового аудита для подготовки предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств) внутреннего финансового аудита.
1.5. Стандарт предназначен для использования сотрудниками аппарата КСП в пределах их компетенции при организации и проведении проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в рамках:
а) комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения решения Железногорской городской Думы о бюджете города Железногорска, внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета города Железногорска и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
б) самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, программы проведения которых включают проверку и анализ эффективности внутреннего финансового аудита;
в) самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предметом и целью которых являются проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита.
1.6. Порядок организации и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий регламентируется Стандартомвнешнего муниципального финансового контроля СВМФК 1 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» и Стандартом финансового контроля СФК 2 «Проведение экспертно-аналитического мероприятия».
Также при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий могут использоваться иные стандарты внешнего муниципального аудита (контроля) КСП.
1.7. По вопросам, порядок рассмотрения которых не урегулирован Стандартом, решение принимается Коллегией КСП, Председателем КСП.
2. Содержание внутреннего финансового аудита
2.1. В соответствии с положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств на основе функциональной независимости в целях:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.2. При проведении проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита учитываются положения федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, установленных Министерством финансов Российской Федерации:
— Приказ Минфина России от 05.08.2020 № 160н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита»;
— Приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н (ред. от 23.07.2020) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»;
— Приказ Минфина России от 22.05.2020 № 91н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Реализация результатов внутреннего финансового аудита»;
— Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»;
— Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита».
2.3. Субъектом внутреннего финансового аудита является структурное подразделение и (или) уполномоченное должностное лицо, работник главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и осуществляющие свою деятельность на основе функциональной независимости.
2.4. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, подведомственные им администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств (далее — объекты аудита).
3. Предмет, цели, задачи проверки и анализа эффективности
внутреннего финансового аудита
3.1. Предметом проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита является деятельность субъекта внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
3.2. Целями проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств являются:
— оценка состояния внутреннего финансового аудита и определение целесообразности использования его результатов при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП в соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств;
— проверка соблюдения субъектом внутреннего финансового аудита требований стандартов, правил, методических рекомендаций и других методических документов, регламентирующих проведение внутреннего финансового аудита;
— выявление нарушений и недостатков в организации работы и отчетности субъекта внутреннего финансового аудита, а также выработка рекомендаций (предложений) по совершенствованию внутреннего финансового аудита.
3.3. Задачами проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита является оценка:
— организации внутреннего финансового аудита, включая оценку организационной структуры субъекта внутреннего финансового аудита, его функциональной независимости, уровня его подотчетности, численности и укомплектованности;
— организации планирования аудиторских проверок в объектах внутреннего финансового аудита;
— организации осуществления внутреннего финансового аудита;
— взаимодействия субъекта внутреннего финансового аудита с КСП, а также с иными органами муниципального финансового контроля;
— соблюдения субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита;
— результатов проводимых субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок, направленных на решение поставленных перед ним задач, в том числе проводимых по результатам проверок КСП в соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств.
4. Подготовка к проведению проверки и анализа эффективности
внутреннего финансового аудита
4.1. Подготовка к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита начинается с изучения сведений о соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, содержащихся в государственной информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений», в том числе результатов проверок главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств иными органами государственного финансового контроля.
4.2. По результатам предварительного изучения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств подготавливается программа проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита (в рамках самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий) или отдельный раздел программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с учетом требований раздела 5 настоящего Стандарта.
4.3. По результатам анализа имеющейся информации о главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств с учетом вопросов программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия в части проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в адрес руководства проверяемого главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств направляются запросы, содержащие перечень необходимых документов и информации.
Включению в запросы подлежат:
годовая отчетность субъекта внутреннего финансового аудита, содержащая информацию, подтверждающую выводы о надежности внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и соответствии порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
годовые планы работы и программы аудиторских проверок, осуществленных субъектом внутреннего финансового аудита;
информация о решениях, принятых руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по итогам рассмотрения отчетов о результатах аудиторских проверок, и о реализации указанных решений;
информация о мероприятиях по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, реализованных главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств в соответствии с предложениями, включенными в отчеты о результатах аудиторской проверки;
акты, составленные по результатам аудиторских проверок, осуществленных субъектом внутреннего финансового аудита.
Также запрашивается информация о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в деятельности субъекта внутреннего финансового аудита в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных КСП и иными органами муниципального финансового контроля.
5. Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита
Оценка эффективности внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств осуществляется по результатам двух этапов оценки внутреннего финансового аудита.
5.1. На первом этапе осуществляется оценка организации внутреннего финансового аудита, в рамках которого проверяется и анализируется подготовленность субъекта внутреннего финансового аудита к обеспечению выполнения поставленных перед ним задач, включающая:
а) наличие и характеристику правового акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита;
б) закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, разработку и утверждение должностных регламентов и инструкций сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;
в) укомплектованность субъекта внутреннего финансового аудита сотрудниками с учетом требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит;
г) применение автоматизированных информационных систем объектами внутреннего финансового аудита при осуществлении аудируемых внутренних бюджетных процедур;
д) организацию планирования аудиторских проверок в объектах внутреннего финансового аудита, включая применение субъектом внутреннего финансового аудита оценки бюджетных рисков при планировании аудиторских проверок, соответствие порядка планирования внутреннего финансового аудита нормативным правовым актам Российской Федерации (см. пункт 2.2. настоящего Стандарта), а также учет субъектом внутреннего финансового аудита результатов проверок главного администратора бюджетных средств КСП и иными органами муниципального финансового контроля при планировании и осуществлении внутреннего финансового аудита;
е) организацию осуществления внутреннего финансового аудита, включая степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств;
ж) оценку соблюдения субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок объектов внутреннего финансового аудита и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, реализацию замечаний и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита;
з) реализацию главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
и) взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита со Счетной палатой и иными органами государственного финансового контроля, включая анализ информации субъектом внутреннего финансового аудита о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в его деятельности в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных КСП и иными органами муниципального финансового контроля.
Для формализованной оценки организации внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на первом этапе оценки используется перечень вопросов (далее — перечень № 1), приведенный в приложении № 1 к настоящему Стандарту.
В перечне № 1 выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок, характеризующих степень организации внутреннего финансового аудита по данному признаку: первый ответ — самая низкая оценка (1), последний ответ — самая высокая оценка (7).
Оценки, полученные в результате ответов на вопросы перечня № 1, отражаются в таблице 2, приведенной в приложении № 1 к настоящему Стандарту. Последняя графа таблицы 2 характеризует интегральную оценку организации внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств (на первом этапе оценки), рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам перечня № 1.
Организация внутреннего финансового аудита оценивается как:
высокая — при интегральной оценке от 5 до 7 баллов;
средняя — при интегральной оценке от более чем 2 до менее чем 5 баллов;
низкая — при интегральной оценке от 1 до 2 баллов.
При низкой интегральной оценке организации внутреннего финансового аудита второй этап оценки эффективности внутреннего финансового аудита не проводится, поскольку она считается низкой.
При высокой и средней интегральной оценке организации внутреннего финансового аудита проводится ее второй этап.
5.2. На втором этапе проводятся проверка и анализ результатов осуществления внутреннего финансового аудита, проверяется выполнение субъектом внутреннего финансового аудита поставленных перед ним задач в части оценки степени надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета установленным методологии и стандартам бюджетного учета, подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
На этом этапе следует учитывать результаты проводимых субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок в части: объемов проверенных бюджетных средств, выявленных нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств и государственной собственности, в том числе не по целевому назначению, подготовки бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также в части принятых мер по устранению нарушений и недостатков, минимизации бюджетных рисков, повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Информация об объемах и структуре нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок субъекта внутреннего финансового аудита, и о принятых мерах по их устранению заполняется в соответствии с приложением № 2 к настоящему Стандарту.
Также на данном этапе анализируются акты аудиторских проверок, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, оцениваются достаточность и надежность доказательств при формировании сделанных им выводов о нарушениях при совершении финансовых и хозяйственных операций, поверяется наличие в отчетах о результатах аудиторских проверок предложений и рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, а также предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, и проводится их анализ.
Кроме того, анализируются решения руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по отчетам о результатах внутренних аудиторских проверок, в том числе:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении дисциплинарной и (или) материальной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении субъектом внутреннего финансового аудита материалов в орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
В ходе проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита проводятся выборочные проверки областей финансово-хозяйственной деятельности, охваченных аудиторскими проверками субъекта внутреннего финансового аудита с учетом наиболее существенных бюджетных рисков, в том числе:
организация внутреннего финансового контроля;
анализ результатов контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), связанных с коррупционными рисками.
Результаты таких проверок включаются в акт контрольного мероприятия в части результатов проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита. Нарушения, которые не были выявлены в отчетном периоде субъектом внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, но были установлены в ходе проведенных КСП проверок, фиксируются в акте.
Также проводится сравнительный анализ результатов аудиторских проверок внутреннего финансового аудита с результатами проверок соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, проведенных впоследствии КСП и иными органами муниципального финансового контроля.
В целях формализованной оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на втором этапе используется перечень вопросов, приведенный в приложении № 3 к настоящему Стандарту (далее — перечень № 2).
В перечне № 2 выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок, характеризующих степень оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита по данному признаку: первый ответ — самая низкая оценка (0), последний ответ — самая высокая оценка (3).
Оценки, полученные в результате ответов на вопросы перечня № 2, отражаются в таблице 1, приведенной в приложении № 3 к настоящему Стандарту. Последняя графа таблицы 1 характеризует интегральную оценку результатов осуществления внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам перечня № 2.
Оценка результатов осуществления внутреннего финансового аудита является:
высокой — при интегральной оценке от 2 до 3 баллов;
средней — при интегральной оценке от более чем 1 до менее чем 2 баллов;
низкой — при интегральной оценке от 0 до 1 баллов.
5.3. По итогам двух этапов оценки внутреннего финансового аудита делается обобщающий вывод об эффективности внутреннего финансового аудита в соответствии с матрицей, приведенной в таблице 2 Приложения № 3 к настоящему Стандарту.
6. Заключительные положения
6.1. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита используются при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП в главных администраторах бюджетных средств, администраторах бюджетных средств:
при низком уровне эффективности результаты внутреннего финансового аудита не учитываются;
при среднем уровне эффективности результаты внутреннего финансового аудита следует учитывать при формировании вопросов программ проведения самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
при высоком уровне эффективности в программы проведения самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий следует включать вопросы, которые не были охвачены внутренним финансовым аудитом.
6.2. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в рамках осуществления последующего контроля за исполнением бюджета города Железногорска включаются в акты, составленные по результатам проведения контрольных мероприятий на объектах. Содержащаяся в актах информация, а также предложения (рекомендации) используются при подготовке соответствующих заключений КСП по главным администраторам бюджетных средств, а также заключения КСП на отчет об исполнении бюджета города Железногорска за отчетный финансовый год.
Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита по итогам самостоятельных контрольных мероприятий включаются в акты, составленные по результатам контрольных мероприятий на объектах. Содержащаяся в актах информация, а также предложения (рекомендации) используются при подготовке отчетов по результатам контрольных мероприятий в соответствии с требованиями Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 1 «Общие правила проведения контрольного мероприятия».
В представлениях и предписаниях КСП не указывается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения.
Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, а также предложения (рекомендации) по итогам экспертно-аналитических мероприятий включаются в отчеты по результатам экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с требованиями Стандартом финансового контроля СФК 2 «Проведение экспертно-аналитического мероприятия».
Приложение № 1
к Стандарту внешнего
муниципального аудита (контроля)
СМА 1 «Проверка и анализ
эффективности внутреннего
финансового аудита»
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
Отметьте галочкой (V) соответствующий ответ:
1. Управление и структура внутреннего финансового аудита
1.1. Наличие и характеристика правового акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита
____1 Отсутствие правового акта об организации внутреннего финансового аудита.
____4 Наличие правового акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита, который не обеспечивает независимость субъекта внутреннего финансового аудита и (или) не содержит единый подход к разработке ведомственного порядка осуществления внутреннего финансового аудита.
____7 Наличие правового акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита, который обеспечивает независимость субъекта внутреннего финансового аудита и определяет единый подход к разработке ведомственного порядка осуществления внутреннего финансового аудита.
1.2. Закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита
____1 Полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита не закреплены.
____3 Полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита закреплены в отдельных должностных регламентах (инструкциях) наряду с основными функциями (обязанностями).
____5 Полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита закреплены в положениях о структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств наряду с основными функциями (задачами).
____7 Полномочия субъекта внутреннего финансового аудита как самостоятельного структурного подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств закреплены соответствующим положением. Разработаны и утверждены должностные регламенты и инструкции сотрудников аудиторского подразделения, осуществляющих внутренний финансовый аудит.
1.3. Укомплектованность субъекта внутреннего финансового аудита сотрудниками с учетом требований к профессиональным знаниям и навыкам
____1 Укомплектованность по количеству недостаточная для реализации задач внутреннего финансового аудита.
____4 Укомплектованность по количеству достаточная для реализации задач внутреннего финансового аудита, но большинство сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита не имеют дипломов высшего профессионального образования по экономическим, юридическим направлениям подготовки (специальностям).
____7 Укомплектованность по количеству достаточная и большинство сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита имеют дипломы высшего профессионального образования по экономическим, юридическим направлениям подготовки (специальностям).
1.4. Применение автоматизированных информационных систем объектами внутреннего финансового аудита при осуществлении аудируемых внутренних бюджетных процедур
____1 Не применяются.
____4 Применяются частично.
____7 Применяются в полной мере.
2. Организация планирования внутреннего финансового аудита
2.1. Годовое планирование внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок, их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита (наличие установленного порядка составления, утверждения и ведения годового плана, наличие годового плана и программ аудиторских проверок, их форма, срок утверждения годового плана и др.)
____1 Порядок составления, утверждения и ведения годового плана и (или) годовой план осуществления внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок отсутствуют.
____4 Годовой план осуществления внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок имеются, но порядок его составления, утверждения и ведения не соответствует нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита.
____7 Годовой план осуществления внутреннего финансового аудита и программы аудиторских проверок имеются, порядок составления, утверждения и ведения соответствует нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита.
2.2. Степень учета субъектом внутреннего финансового аудита факторов, влияющих на качество составления годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок (значимость операций, объем выборки, степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами и др.)
____1 Указанные факторы не учитываются.
____4 Указанные факторы учитываются частично.
____7 Указанные факторы учитываются полностью.
2.3. Организация планирования аудиторских проверок в объектах внутреннего финансового аудита, включая применение субъектом внутреннего финансового аудита оценки бюджетных рисков при планировании аудиторских проверок
____1 Планирование аудиторских проверок организовано без применения оценки бюджетных рисков при планировании аудиторских проверок.
____4 Планирование аудиторских проверок организовано на основе разовой оценки бюджетных рисков на стадии подготовки планов внутреннего финансового аудита.
____7 Планирование аудиторских проверок организовано с применением оценки бюджетных рисков в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств.
2.4. Проведение субъектом внутреннего финансового аудита предварительного анализа данных об объектах аудита при составлении программы аудиторской проверки (в том числе сведений о результатах осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке, сведений о результатах, проведенных в проверяемом периоде контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты города Железногорска и органов Администрации города Железногорска, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере)
____1 Не проводится.
____4 Проводится частично.
____7 Проводится в полной мере.
3. Организация осуществления внутреннего финансового аудита, включая степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств
3.1. Степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств города Железногорска (заполняется в случае наличия таких объектов), по данным отчетного года
____1 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 0 (включительно) до 14,3% объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
____2 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 14,3 % (включительно) до 28,6 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
____3 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 28,6 % (включительно) до 42,9 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
____4 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 42,9 % (включительно) до 57,2 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
____5 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 57,2 % (включительно) до 71,5 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
____6 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 71,5 % (включительно) до 85,8 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
____7 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 85,8 % (включительно) до 100 % (включительно) объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
3.2. Степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) доходов бюджета города Железногорска, по данным отчетного года
____1 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 0 (включительно) до 14,3 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) доходов бюджета.
____2 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 14,3 % (включительно) до 28,6 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) доходов бюджета.
____3 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 28,6 % (включительно) до 42,9 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) доходов бюджета.
____4 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 42,9 % (включительно) до 57,2 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) доходов бюджета.
____5 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 57,2 % (включительно) до 71,5 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) доходов бюджета.
____6 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 71,5 % (включительно) до 85,8 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) доходов бюджета.
____7 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 85,8 % до 100 % (включительно) объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) доходов бюджета.
3.3. Степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) источников финансирования дефицита бюджета (заполняется в случае наличия таких объектов), по данным отчетного года
____1 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 0 (включительно) до 14,3 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) источников финансирования дефицита бюджета.
____2 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 14,3 % (включительно) до 28,6 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) источников финансирования дефицита бюджета.
____3 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 28,6 % (включительно) до 42,9 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) источников финансирования дефицита бюджета.
____4 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 42,9 % (включительно) до 57,2 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) источников финансирования дефицита бюджета.
____5 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 57,2 % (включительно) до 71,5 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) источников финансирования дефицита бюджета.
____6 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 71,5 % (включительно) до 85,8 % объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору (администратору) источников финансирования дефицита бюджета.
____7 Аудиторскими проверками внутреннего финансового аудита охвачено от 85,8 % (включительно) до 100 % (включительно) объектов внутреннего финансового аудита, главному администратору (администратору) источников финансирования дефицита бюджета.
3.4. Соответствие процедур проведения аудиторских проверок нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита <пункт 2.2. Стандарта> (методы аудита, наличие аудиторских доказательств, документы, подготавливаемые и получаемые в ходе проведения аудиторской проверки, и др.)
____1 Аудиторские проверки не проводятся.
____4 Аудиторские проверки проводятся, но процедуры их проведения не соответствуют нормативным правовым актам Российской Федерации по проведению внутреннего финансового аудита.
____7 Аудиторские проверки проводятся в порядке, утвержденном нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере внутреннего финансового аудита.
4. Соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок объектов внутреннего финансового аудита и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, реализацию замечаний и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита
4.1. Соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок объектов внутреннего финансового аудита
____1 Не соблюдается.
____4 Соблюдается частично.
____7 Соблюдается в полной мере.
4.2. Соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита
____1 Не соблюдается.
____4 Соблюдается частично.
____7 Соблюдается в полной мере.
4.3. Анализ руководством главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств результатов деятельности субъекта внутреннего аудита на основании отчетности
____1 Не анализируются.
____7 Анализируются.
4.4. Степень реализации главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств аудиторских выводов, предложений и рекомендаций
____1 Замечания и рекомендации не реализуются.
____4 Реализуются частично.
____7 Реализуются полностью и существует отчетность о результатах принятых мер.
5. Взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с КСП и другими органами муниципального финансового контроля
5.1. Осуществляется ли взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с КСП и другими органами государственного финансового контроля?
____1 Не осуществляется.
____7 Субъектом внутреннего финансового аудита предоставляется информация, запрашиваемая Контрольно — счетной палатой и другими органами муниципального финансового контроля.
5.2. Анализируется ли субъектом внутреннего финансового аудита информация о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в его деятельности в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных Контрольно-счетной палатой и другими органами муниципального финансового контроля
____1 Не анализируется
____5 Анализируется при составлении планов проведения аудиторских проверок.
____7 Анализируется при составлении планов проведения аудиторских проверок, принимаются меры по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных Контрольно-счетной палатой и другими органами муниципального финансового контроля.
Приложение № 1
к Стандарту внешнего
муниципального аудита (контроля)
СМА 1 «Проверка и анализ
эффективности внутреннего
финансового аудита»
Численность и кадровый состав субъекта внутреннего финансового аудита
___________________________________________________________
(наименование главного администратора бюджетных средств,администратора бюджетных средств)
Таблица 1
Наличие субъекта внутреннего финансового аудита в штате главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств | Кадровый состав субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств | ||||||||||
субъект внутреннего финансового аудита является самостоятельным структурным подразделением | субъект внутреннего финансового аудита без образования структурного подразделения | внутренний финансовый аудит осуществляется лицами, указанными в пункте 16 Стандарта № 237н | фонд оплаты труда сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита (тыс. рублей) | ||||||||
численность субъекта внутреннего финансового аудита по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (количество должностных лиц) | численность субъекта внутреннего финансового аудита по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (количество должностных лиц) | ||||||||||
штатная | факти-ческая | штатная | факти-ческая | штатная | факти-ческая | численность сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе: | |||||
в абсолютном значении | в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата | в абсолютном значении | в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата | в абсолютном значении | в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата | обладающих дипломами высшего профессионального образования по экономическим направлениям подготовки (специальностям) | обладающих дипломами высшего профессионального образования по экономическим направлениям подготовки (специальностям), дипломами кандидата, доктора экономических наук, юридических наук | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Интегральная оценка организации внутреннего финансового аудита
Таблица 2
Вопросы для оценки организации внутреннего финансового аудита | Средняя оценка (графы 1 + 2 + … 18) / количество заполненных граф) | |||||||||||||||||
Управление и структура внутреннего финансового аудита | Организация планирование внутреннего финансового аудита | Организация осуществления внутреннего финансового аудита, включая степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств | Соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок объектов внутреннего финансового аудита и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, реализацию замечаний и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита | Взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с КСП и другими органами муниципального финансового контроля | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4.1 | 4.2 | 4.3 | 4.4 | 5.1 | 5.2 | |
по указанным вопросам графы не заполняются в случае отсутствия подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств | ||||||||||||||||||
Проставляются оценки выбранных вариантов ответов | ||||||||||||||||||
Приложение № 2 к Стандарту СМА 1
внешнего муниципального аудита (контроля)
«Проверка и анализ эффективности внутреннего
финансового аудита»
Результаты аудиторских проверок, проводимых субъектом внутреннего финансового аудита
___________________________________________________________
(наименование главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств)
Сумма бюджетных средств, в отношении которых проведены аудиторские проверки субъектом внутреннего финансового аудита (в случае наличия в соответствующей отчетности) (тыс. рублей) | Объемы выявленных нарушений по результатам аудиторских проверок субъекта внутреннего финансового аудита (тыс. рублей) | Принятые меры по устранению выявленных нарушений, в том числе: | ||||||||||||
нецелевое использование бюджетных средств | нарушения при осуществлении государственных закупок | нарушения указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации | нарушения налогового, таможенного, бюджетного и иного законодательства, в результате которых образовались потери доходов бюджета | нарушения при работе с муниципальной собственностью | нарушения учета и отчетности | нарушения условий предоставления бюджетных средств (бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, бюджетных инвестиций, субсидий) | иные нарушения | возмещенные средства | привлечение к ответственности виновных должностных лиц, в том числе: | |||||
объем возмещенных средств (тыс. рублей) | в % к объему средств, подлежащих возмещению | к материальной | к уголовной (кол-во должностных лиц) | к административной и дисциплинарной (кол-во должностных лиц) | ||||||||||
кол-во должностных лиц | сумма (тыс. рублей) | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Приложение № 3
к Стандарту внешнего
муниципального аудита (контроля)
СМА 1 «Проверка и анализ
эффективности внутреннего
финансового аудита»
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
Отметьте галочкой (V) соответствующий ответ:
1. Оценка надежности внутреннего финансового контроля
____0 Не осуществляется.
____3 Осуществляется.
2. Подготовка рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля
____0 Не осуществляется.
____1 Осуществляется не систематически.
____3 Осуществляется систематически.
3. Подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации
____0 Не осуществляется.
____3 Осуществляется.
4. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности
____0 Не осуществляется.
____1 Осуществляется без применения риск-ориентированных подходов к организации деятельности по подтверждению достоверности бюджетной отчетности.
____3 Осуществляется с применением риск-ориентированных подходов к организации деятельности по подтверждению достоверности бюджетной отчетности.
5. Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств
____0 Не осуществляется.
____1 Осуществляется не систематически.
____3 Осуществляется систематически.
6. Наличие нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой города Железногорска и органами муниципального финансового контроля, не вскрытых субъектом внутреннего финансового аудита
____0 Нарушения присутствуют.
____3 Нарушения отсутствуют.
7. Оценка качества аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, сделанных субъектом внутреннего аудита
____0 Реализация аудиторских выводов не осуществляется.
____1 Руководителем главного администратора бюджетных средств решение о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций принято по более чем 50 % аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
____2 Руководителем главного администратора бюджетных средств решение о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций принято по менее чем 50 % аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
____3 Руководителем главного администратора бюджетных средств принято решение о необходимости реализации 100 % аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
Приложение № 3
к Стандарту внешнего
муниципального аудита (контроля)
СМА 1 «Проверка и анализ
эффективности внутреннего
финансового аудита»
Интегральная оценка результатов осуществления внутреннего финансового аудита
Таблица 1
Номера вопросов для оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита | Средняя оценка (графы 1 + 2 + … 7) / количество заполненных граф) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Проставляются оценки выбранных вариантов ответов | |||||||
Матрица оценки эффективности внутреннего финансового аудита (ВФА)
Таблица 2
Интегральная оценка организации ВФА (I этап оценки) | Интегральная оценка результатов осуществления ВФА (II этап оценки) | ||
НИЗКАЯ | СРЕДНЯЯ | ВЫСОКАЯ | |
НИЗКАЯ | X | X | X |
СРЕДНЯЯ | Эффективность НИЗКАЯ | Эффективность СРЕДНЯЯ | Эффективность СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ | Эффективность НИЗКАЯ | Эффективность СРЕДНЯЯ | Эффективность ВЫСОКАЯ |