В соответствии с распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты города Железногорска от ___ ноября 2015 г. № __ проведена экспертиза проекта решения Железногорской городской Думы «Об установлении ставки единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (субъект правотворческой инициативы – администрация г. Железногорска).
При рассмотрении указанного проекта решения Железногорской городской Думы учитывались следующие нормативные правовые акты:
- Бюджетный кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Устав города Железногорска;
- Решение Железногорской городской Думы от 25.11.2008 г. № 116-4-РД (ред. от 25.12.2012) «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Железногорска».
ИССЛЕДОВАНИЕ:
Исследовав проект решения Железногорской городской Думы «Об установлении ставки единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», установлено, что согласно статье 61.2. Бюджетного кодекса РФ единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности является системой налогообложения, предусмотренной специальными налоговыми режимами, и зачисляется в доходы городского округа по нормативу 100 процентов.
Статьей 346.31. Налогового кодекса РФ установлено, что ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода, если иное не установлено нормативными правовыми актами представительных органов городских округов, которыми могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.
Указанное изменение в Налоговый кодекс РФ введено Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 232-ФЗ и направлено на выполнение распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р (ред. от 16.07.2015) «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», которым предусмотрено в качестве мер по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Удельный вес единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в структуре налоговых и неналоговых доходов за указанный период составлял от 6,1 процента до 7,3 процента.
Анализ поступления дохода за последние шесть лет показал следующее:
в 2010 году – 62508,8 тыс. рублей;
в 2011 году – 67037,7 тыс. рублей (повышение на 7,2 процента);
в 2012 году – 72321,3 тыс. рублей (повышение на 7,9 процента);
в 2013 году – 67774,5 тыс. рублей (понижение на 6,3 процента);
в 2014 году – 71346 тыс. рублей (повышение на 5,3 процента);
в 2015 году – 72605 тыс. рублей (плановая) (повышение на 1,8 процента).
Рис.1. Поступления от ЕНВД за период с 2010 года по 2015 год
(в млн. руб.)
Как видно из графика поступления ЕНВД в 2013 году существенно сократилось (на 6,3 процента), после чего только к 2015 году поступления налога вышли на уровень 2012 года. Отсюда следует, что имеющаяся на сегодняшний день налоговая политика не способствует повышению собираемости указанного выше налога.
Предлагаемое проектом решение снижение налоговой ставки является одной из мер по поддержки малого и среднего предпринимательства и способствует:
- росту активов предпринимателей – плательщиков ЕВНД;
- снижению случаев уклонения от налога;
- снижению барьеров для старта предпринимательской деятельности самозанятых граждан.
ЗАМЕЧАНИЯ:
1. Пунктом 1 решения Железногорской городской Думы от 25.11.2008 г. № 116-4-РД (ред. от 25.12.2012) «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Железногорска» предусмотрено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие на территории города Железногорска указанным решением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление ставки единого налога относится к системе налогообложения в виде единого налога, поэтому принятие отдельного решения «Об установлении ставки единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» будет противоречить пункту 1 указанного выше решения Железногорской городской Думы.
2. Ни пояснительная записка, ни финансовое заключение не содержит анализа и обоснования почему ставка должна быть 14 процентов, а не иной показатель. Статьей 346.31. Налогового кодекса РФ предлагается устанавливать ставку в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Ставки могут варьироваться от 15 до 7,5 процентов. Снижение налоговых ставок для минимальных доходов могут компенсироваться повышением ставок для максимальных. Это позволит перераспредить доходы в пользу наименее обеспеченных слоев населения и в то же время позволит избежать значительных фискальных потерь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Контрольно-счетная палата города Железногорска, рассмотрев проект решения Железногорской городской Думы «Об установлении ставки единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», считает необходимым рассмотреть вышеизложенные замечания и привести проект решения в соответствие с пунктом 1 решения Железногорской городской Думы от 25.11.2008 г. № 116-4-РД (ред. от 25.12.2012) «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Железногорска».
Председатель
Контрольно-счетной палаты
города Железногорска И.А. Купаев
Исп.: Васильева Э.П.
Тел.: 7-71-13